Академический вопрос

Академический вопрос

Происхождение современного образования

При старом режиме образование являлось прерогативой церкви, как и регистрация смерти и рождения. После Революции возникла идея подчинить образование государству. Церковное имущество было секуляризировано и за ориентацию образования стало отвечать государство.

Во времена Учредительного собрания Талейран, тем не менее, написал доклад о свободном образовании, направленный против государственной монополии. Но Учредительное собрание едва ли имело время обсудить доклад и в "Основные распоряжения, гарантированные Конституцией" просто были вставлены слова: "Должно быть создано и организовано общественное обучение, общее для всех граждан, во всех областях знаний и обязательное для всех." Принцип был заложен, но Собрание оставалось пассивным, не работая и не издав никаких указов этом направлении. Позже Законодательный орган запросил Конкордат о новом рапорте, столь же либеральном, как и талейрановский, но каковой ратовал бы за административную власть в школьных вопросах.

При Конвенте, до Термидора, билль Робеспьера, изданный с подачи Сен-Жюста, никакого продолжения не получил. Однако пост-конвенционные термидорианцы учредили 86 центральных школ, которые предназначались на замену общим колледжам (закон от 3 брюмера, Год IV). Такое мирское образование отрицало всю религиозную этику, что сильно сердило семьи и сказалось на посещаемости. Это стало началом дебатов между католической церковью и "непризнанной секулярной церковью, дочерью духа столетия" (Ж.Ж.Шевалье), что отравляло французское образование. Конвент создал также grandes йcoles, такие как Polytechnique и Conservatoire des Arts et Métiers .

Директория пыталась внедрить закон брюмера Года IV, но начальное образование впало в застой из-за отсутствия квалифицированных преподавателей. Соревнование с частными институтами раздражало Директорию, в чем просматривалось монополистическое отношение, предвосхитившее наполеоновскую реорганизацию.

Именно Первый консул учредил настоящий Университет, состоящий из всех уровней обучения и менее сопротивляющийся новым теориям и наукам. Законом от 11 флореаля Года X (1 мая 1802 г.) организовывались средние школы, включавшие коммунальные средние школы (вскоре перешедшие в общественный сектор) и индивидуальные средние школы. Частное образование, в отличие от его статуса во времена Директории, не было свободным, но подлежало надзору и инспекциям со стороны префекта.

Для девочек обеспечивалось образование в частных или религиозных школах (государственные школы появились лишь в 1880 г., с законом Камилла Се).

Закон от 10 мая 1806 г., утвержденный декретом 17 марта 1808 г., утвердил Университет в качестве секулярного объединения для общественного образования и обучения. Появилось две оппозиционных группы: Фуркруа и его сторонники, отдающие предпочтение независимому от церкви образованию, и про-религиозная фракция, ведущую роль в которой играл кардинал Феш.

В действительности декрет часто использовался во благо церковным школам. С 1804 по 1814 г. процветали институты и пансионы. Элементарное образование возвратилось к своему состоянию при старом режиме, а конгрегационисты восстановили прежнее влияние.

В период Ресторации организация образования не сильно отличалась от вышеописанной, за исключением осуждения излишне централизованного режима, установленного Наполеоном. Столкновение между государством и духовенством упрочило положение церкви в образовательном смысле. С 1830 по 1848 г. реорганизацией образования в основном занимались Жюзо, Кузен и Карно. Вплоть до 1850 г., когда вышел закон Фаллу, принцип свободного образования так и не утвердился.