Революция и Церковь

Революция и Церковь

Из всех традиционных учреждений старого режима, Церковь, вероятно, - вместе с абсолютизмом - претерпела самые радикальные изменения. Смелость религиозных реформ и твердая линия, проводимая папой Пием VI, привели к разрыву с Римом. Такого серьезного кризиса не было со времен великого западного раскола 1378-1417 гг. Французская церковь была галликанской в период царствования Бурбонов и стала ультрагалликанской в период Революции.

Автор: Кристоф Пинсмаль

Ночью 4 августа 1789 г., с отменой феодальной системы, церковь теряет свой аристократический статус. 2 ноября Шарль-Морис де Талейран-Пережор, отунский епископ, заставил Национальную ассамблею решить в пользу национализации церковного имущества. Лишенная таким образом своего имущества, церковь потеряла источник дохода. Государство обещает пенсию священникам и ввести их в состав гражданской службы. В феврале 1790 г., во имя свободы, предполагая некое высшее отчуждение, отменены монашеские обеты. Это решение позже приведет к отмене регулярных церковных должностей и закрытию монастырей.

В конце концов 12 июля 1790 г. Гражданская конституция духовенства наносит последний штрих в религиозных реформах Революции. Поддерживаемый епископами, Луи XVI протестует. Для обеспечения большего единства, религиозная карта теперь построена по образцу административной: один епископ на департамент, один приход на район. В соответствии с принципами национального суверенитета, священники и епископы избираются на выборах, точно так же, как и гражданские служащие.

Разрыв с Римом

Пий VI протестует. Он отказывается последовать совету нунция обождать некоторое время и не прислушивается к религиозным лидерам, которые просят избавить Францию от ереси. Таким образом, когда Учредительное собрание издает декрет о Гражданской присяге духовенства, 24 ноября 1790 г., разрыв с Римом становится окончательным. Папа отвечает тем же самым 11 марта и 13 апреля 1791 г., своими бреве осуждая Гражданскую конституцию духовенства. Тем самым началась религиозная "война".

С этой точки французское духовенство разделяется на два лагеря. С одной стороны - "конституционные священники" "по присяге", с другой - "незаконные" священники, т.е. большая часть епископата. На местах раскол приводит к раздорам между католическим духовенством и конкурирующими церквями. Верующие должны принимать ту или иную сторону. В мае 1791 г. Учредительное собрание, попавшееся в собственную ловушку, вынуждено разрешить проведение "незаконных" служб в частных домах, во имя провозглашенной свободы исповедания. Никоим образом не потушив конфликт, эта полумера лишь разжигает его. Враги Революции бросаются в открытый раскол. Кризис перерастает рамки религии и становится политическим.

Священники - "враги родины"

Незаконные священники вскоре стали подозреваться, или хуже того, в измене родине. 27 мая 1792 г. Собрание преступает закон и объявляет об их изгнании. Их арестовывают, преследуют и убивают. В октябре 1793 г. Конвент решает предпринять лобовую атаку на католицизм и провести радикальную де-христианизацию. Григорианский календарь подменяется революционным - фатальный удар. Десятидневная декада заменяет неделю, воскресенье становится десятым днем декады; религиозные праздники упразднены. Парижская коммуна приказывает закрыть "церкви или храмы всех религий и исповеданий" в пределах своей юрисдикции. Нотр-Дам становится Храмом Благоразумия.

В мае 1794 г. Робеспьер вводит поклонение Высшему Существу и признает бессмертие. Идея заключается в реорганизации революционной религии вокруг любви к родине и прославлении новой Франции, построенной на принципах 1789 г. Однако новый культ не удовлетворяет атеистов и дехристианизаторов. Далекий от распространения добродетели среди людей, он лишь навлекает недовольство по отношению к своим создателям.

Отделение Церкви от Государства

После свержения Робеспьера 9 термидора Года II (27 июля 1794 г.) термидорианский Конвент издает декрет об отделении Церкви от Государства (18 февраля 1795 г.). Ситуация улучшается. Конституционная церковь может реорганизоваться сама.

15 марта 1795 г., согласно циркуляру, законные епископы, в основном грегорианцы, признают верховенство Рима и законы Республики. Незаконные священники начинают выступать в открытую. Но Конвент дышит то жаром, то холодом. Вначале она разрешает проведение служб в неотчужденных церквях, но вскоре начинает беспокоиться, что новая католическая активность может поддержать контрреволюционную реакцию.

Антироялистский coup d'etat 18 фруктидора Года V (4 сентября 1797 г.) неожиданно кладет конец растущему процессу христианизации. Как и в 1792, и в 1793 гг., незаконным священникам вновь угрожают смертью. Ожидается, что духовенство принесет присягу "ненависти к роялистам и анархии". Священники, не подвергшиеся депортации и оставшиеся верными Риму, вынуждены прятаться. Но несмотря на все давление, вместе с подъемом роялистских настроений, непреодолимо и повсеместно происходит возврат к вере. Верующие подымают головы и по всей стране снова проводятся службы.

Убийство генерала Дюпо

С 1797 г. Директория пытается противостоять католической вере, опять вводя десятидневную религию и поддерживая теофилантропию, новый культ, основанный одновременно на догмах существования Бога и бессмертия. Весной 1796 г. итальянская кампания вновь подымает болезненный вопрос отношений Франции с папой. Антикатолическая политика Директории умирает, так что можно было надеяться, что революционные армии не будут преследовать римское духовенство. Директория использует первые победы генерала Бонапарта, чтобы добиться от Пия VI аннулирования бреве 1791 г. Правительство в основном пытается заставить Рим признать "Конституционную церковь".

Переговоры тянутся с июня 1796 по февраль 1797 г. Мирный договор в Толентино (16 февраля) вынуждает Рим уступить обширные территории и уплатить крупные денежные суммы. Однако ратификация договора французским правительством означает признание Директорией духовной власти папы. Но Париж использует убийство генерала Дюпо (28 декабря 1797 г.) как повод для вторжения в Рим и свержения временной власти римского папы. Провозглашена Римская республика (15 февраля 1798 г.). Пий VI, найдя убежище во Флоренции, Тоскань, обращается за помощью к европейским принцам. Директория отвечает на это высылкой его в Валенсу, несмотря на преклонный возраст и плохое здоровье. Там он и умрет, но его печальная судьба будет смягчена глубоким уважением народа, истинным доказательством того, что католическая вера все еще жива.

Старый папа не забыл предусмотреть организацию вступления на трон Святого Петра своего преемника. Он установил условия, при которых может быть собран следующий конклав вне Рима. 13 ноября 1798 г., в Флоренции, он решил, что новый папа должен быть избран самой большой группой кардиналов, собравшихся в государстве католического принца.

Император Франсис II предлагает Священной Коллегии провести конклав в Венеции. Он открывается 30 ноября 1799 г. Процедура задерживается из-за частых вмешательств европейских властителей, в основном австрийских. В конце концов, 14 марта 1800 г. папой избран кардинал Барнаби Кьярамонти. В память своего предшественника он принимает имя Пий VII.