Давид

Давид

Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David)

(Париж, 1748 - Брюссель, 1825)

Член Национального конвента, цареубийца, неоклассический художник, рисующий исторические сцены (Рим, Греция, наполеоновская Империя), Давид - один из редких для того времени великих французских мастеров.

Автор: Кристоф Пинсмаль

Сын галантерейщика, Давид осиротел в возрасте девяти лет. Его вырастили дядья по материнской линии, которые поощряли его склонности к рисованию. После приличной средней школы он начинает изучать рисование у Жозефа-Марии Вина, самого известного исторического художника и преподавателя того времени, которому Давида отрекомендовал дальний родственник, художник Франсуа Буше. Получив допуск в классы рисования Королевской академии, в 1774 г. он единственный получил Prix de Rome.

На следующий год вместе с Вином, которого только что назначили директором Французской академии, он уезжает в Рим. Все пять лет пребывания в папском городе (1775-1780) Давид рисует в стиле великих мастеров Ренессанса и античности. Он также изучает изобразительное искусство 17-го века. Когда он возвращается в Францию, его записные книжки заполнены формами и темами, которые он будет использовать на протяжении всей оставшейся жизни.

Его эстетические концепции уже жестко определены и проявляются в картине " Белизариус просит милостыню " (1780 г.), позже - в " Горе Андромахи ", картине, из-за которой его примут в Академию. Получив заказ на картину от короля, он решает вернуться в Рим, чтобы нарисовать ее. За свое второе пребывание в Риме в 1784-1785 гг. Давид завершает " Клятву Горация ", которая на Салоне 1785 г. заслужила аплодисменты, как манифест неоклассической школы.

В 1789 г. Давид становится страстным революционером. Он сыграет важную роль в французской артистической жизни, в основном за счет того, что он убедит Национальный конвент закрыть Академию рисования в августе 1793 г. Избранный депутатом того же Собрания, он становится влиятельным членом Комитета общественного образования. Он голосует за смерть Луи XVI, монтаньяр и член Комитета общественной безопасности. Давид отвечает за организацию революционных торжеств и увековечения памяти погибших в Революцию. Он рисует " Смерть Марата ", считающуюся его шедевром, и " Смерть Ле Пеллетье де Сен-Фаржо ", к сожалению, позже уничтоженную. Его политическая деятельность и ход событий не позволяют закончить " Клятву на Теннисном корте ", которая должна была стать впечатляющей коммеморацией в античном стиле, изображающей современное событие. Попав в тюрьму сразу после падения Робеспьера, он снова начинает рисовать.

Позже Давид заканчивает несколько портретов и начинает " Похищение сабинянок ", которую завершает в 1799 г.

Давид очень рано присоединяется к Бонапарту, которым восхищается. Как первый художник Наполеона, весь свой талант он тратит во славу нового хозяина. В 1801 г. в картине " Бонапарт на перевале Сен-Бернар " он изображает Первого консула в сказочной аллегории героя на вздыбленном коне, скачущего через Альпы. Он завершает также портрет " Мадам Рекамье " и автопортрет .

В 1812 г. Давид передает Наполеону для его кабинета в Тюильри портрет в полный рост. Наполеон просит его увековечить великолепие имперского режима в гигантских композициях. Задача настолько велика, что он завершает лишь " Коронацию Наполеона " (1806-1808 гг.) и " Распределение Орлов ", две картины с реальными деталями на грандиозном плане. Он все же не бросает античность и в 1814 г. завершает работу " Леонидас в Термопиле ", начатую пятнадцать лет назад, как дополнение к "сабинянкам". Переходя с римской истории к греческой, этими двумя монументальными работами Давид пытается добраться до чистейших источников античности в области изобразительного искусства, а также в моральном содержании.

Оставаясь верным Наполеону в период Ста дней, после возвращения Луи XVIII Давид вынужден отправиться в ссылку в Брюссель, где он и умирает 29 декабря 1825 г. На этой последней стадии карьеры он рисует многочисленные портреты, некоторые из которых ослепительно составлены, например, портрет Сийеса, написанный в 1817 г.

С другой стороны, его мифологические работы имеют посредственный успех - например, его последняя гигантская картина " Марс, разоруженный Венерой и грациями " (1821-1824 гг.). Резкие цвета и впадение в идеалистический реализм просто смущает. Своим артистическим наследием Давид осуществил давнее желание согласовать рисунок и цвет.