Энгр

Энгр

Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres)

(Монтобан, 1780 - Париж, 1867)

Один из великих французских художников первой половины 19-го столетия.

Автор: Кристоф Пинсмаль

Сын монтобанского скульптора, художника и архитектора, Энгр поступил в Академию г. Тулузы в 1791 г. Там он учился у художника Роквеса, который учился в Риме у Вина, самого известного исторического художника и преподавателя того времени.

Одновременно он занимался музыкой и играл на второй скрипке в оркестре Капитолия в 1796 г. В 1797 г. он отправился в Париж и устроился в студию Давида. Он рано начал демонстрировать свой талант, выиграв второй приз Prix de Rome в 1800 г. с темой " Antiochus et Scipion ". В 1801 г. работа " Посланцы Агамемнона " принесла ему первый Prix de Rome. Французское правительство поддерживало Энгра и предоставило ему студию в бывшем капуцинском монастыре Парижа. Он сблизился с молодыми художниками, таким, как Гро и Жироде . Энгр получал официальные заказы на портреты, например, " Первый консул " в 1803 г., " Бонапарт в Льеже " (Льеж) или " Коронация Императора ", " Наполеон на императорском троне ", выставленные на Салоне 1806 г. Эта картина, предназначавшаяся для Законодательной палаты, поразила современников священностью образа Императора. Этой работой Энгр четко продемонстрировал тенденцию к ультралинейной готической стилизации.

В сентябре 1806 г. он уехал в Рим, оставаясь на пансионе в Вилла Медичи, и пробыл там до 1822 г. Энгр упорно работал и рисовал большие декоративные полотна, такие, как " Jupiter et Thétis " в 1811 г. (О) или " Songe d'Ossian " в 1813 г., заказанное для Квиринального дворца (Монтобан). Он делал все больше портретов своих друзей в французской колонии Рима. Эти работы характеризуются деликатным пейзажным фоном.

Падение Империи в 1814 г. временно оставило его без средств и ввергло в серьезные финансовые затруднения. Он зарабатывал на жизнь, рисуя карандашные портреты, например, "La famille de Lucien Bonaparte" (Кембридж, США) или "Портрет леди Дж. Маки" (Музей Виктории и Альберта, Лондон).

Официальные заказы возобновились в 1817 г., для тронного зала в Версале. Он рисовал также на религиозные темы, например, "Клятва Луи XIII" для Монтобанского собора в 1820-1824 гг. Эта картина, выставленная на Салоне 1824 г., принесла ему славу; Энгр получил орден Почетного Легиона, был принят в Институт и открыл студию, которая вскоре стала очень популярной. "Апофеоз Гомера", заказанный в 1826 г. для потолка в музее Карла X в Лувре, и назначение Энгра профессором в Ecole des Beaux-Arts стали венцом его карьеры.

С 1835 по 1841 г. он находился в Риме как директор Французской академии в Вилла Медичи. До самого конца своей жизни он продолжал репродуцировать и переосмысливать темы, нарисованные в молодости, не теряя лиризма. Он создал несколько шедевров, таких, как " Золотой век ", 1842-1849 гг. (шато де Дампьер) и " Турецкая баня ", 1859-1863 гг. (Лувр).

Опытный колорист с исключительным талантом рисования, Энгр знал, как создать художественный мир, равный по искусству мастеру Давиду и его сопернику Делакруа.