Фихте

Фихте

Иоганн Готлиб Фихте, германский писатель и философ (Johann Gottlieb Fichte)

(Рамменау (Саксония), 1762 - Берлин, 1814)

Фихте часто считается первым поборником и теоретиком германского национализма. Его знаменитые "Обращения к германской нации", переданные в Берлин зимой 1807-1808 гг., предназначались для того, чтобы пробудить национальные чувства в Пруссии, потерпевшей поражение от армий Наполеона.

Уже в очень раннем возрасте Фихте продемонстрировал характер, сходный с наполеоновским: чрезмерная тенденция отдавать приказания, неспособность действовать как другие люди и исключительная сопротивляемость невзгодам.

Фихте был философом и его политические идеи непосредственно проистекали из его философии. Он зачитывался Спинозой, а затем Кантом. Фихте поехал в Кенигсберг, чтобы лично встретиться с Кантом и сначала был принят философом несколько прохладно. Тем не менее, Кант был поражен, когда Фихте послал ему "Критику Апокалипсиса", труд, в котором идеи Канта применялись к религиозной философии.

Фихте женился и получил престижное кресло философа в Йенском университете (1792 г.). Вдохновленный, философ опубликовал ряд трактатов в 1792-1798 гг. Его известность росла и вместе с ней росла неприязнь к нему. Его рационализм раздражал людей определенных кругов. Теологи едва ли могли простить ему преподавание на воскресных курсах, а правительство все более ожесточалось за революционные симпатии.

Фихте был вынужден покинуть Йену в 1796 г., но атаки на него не прекращались и достигли своего пика в 1799 г. Фихте пришлось опубликовать оправдание против обвинений в атеизме. Он уволился с поста университетского философа и был заменен Шеллингом, бывшим учеником.

1800 г. стал поворотным годом в поведении Фихте и его политических взглядах. В Тюбингене он все же опубликовал "Der geschlossene Handelsstaat", в которой выразил недовольство и экономическим либерализмом, и меркантильностью. Он предвидел некую форму экономического национализма и индивидуализма, который гораздо позже будет прослеживаться в государственном социализме.

Говоря философским языком, Фихте, который начал с пылких рациональных и якобинских идей, продвинулся к трансцендентализму, теистическому спиритуализму. Он повернулся спиной к революционному мышлению и Бонапарту, и стал одним из лидеров антифранцузского движения.

Он только получил должность в Эрлангене (1805 г.), когда началась война с Францией. Поражение заставило его переехать в Кенигсберг, где он изучал Макиавелли. В своих "Характеристиках текущего века" (1806 г.) он сформулировал основы германского национализма. Фихте писал также яростные антифранцузские памфлеты.

В конце августа 1807 г. он возвратился в Берлин, оккупированный французами. Зимой он передал в Академию 14 "Обращений к германской нации"; они стали первой великой классикой германской националистической литературы. В принципе, философия Фихте - универсальна. Однако, лишь германская нация способна обеспечить триумф универсальности, что выражено идеалами "четырехзубого" национализма:

1) метафизический национализм: "(У французов) есть только историческое эго, проистекающее из универсального согласия; германцы же, с другой стороны, обладают метафизическим эго."

2) религиозный, мистический национализм: подлинное христианство - по существу, германское. Фихте действительно считал Лютера германским par excellence.

3) романтический национализм: "Вот еще одна фундаментальная черта германского разума. Как только он начинает искать, он находит больше, чем искал, в то время, как он погружается в стремительный поток жизни, которому он сам задал начало, и уносится вместе с ним."

4) педагогический национализм: "Мы потеряли все, но у нас все еще есть образование." Фихте обращался ко всей германской нации и рассчитывал на энтузиазм всего народа.

К речам Фихте прислушивались мало и они игнорировались суровой наполеоновской цензурой. " Moniteur de l'Empire français " описала их, как "публичные уроки, читаемые в Берлине известным германским профессором, об улучшении образования." Позже они были прочтены более внимательно, особенно теми, кто ожидал всплеска германской гордости.

Назначенный ректором нового Берлинского университета, Фихте пережил тяжелое время, поняв, что не может участвовать в выступлении против Наполеона в 1813 г. Его жена заболела брюшным тифом, когда ухаживала за ранеными. Фихте заботился о ней и заболел сам. Он умер 29 января 1814 г., в тот самый день, когда Берлин узнал, что войска Блюхера вошли в Францию.