Фридрих

Фридрих

Каспар Давид Фридрих, германский художник (Caspar David Friedrich)

(Грайфсвальд, Швеция, 1774 - Дрезден, 1840)

Один из величайших символистов-пейзажистов романтической эры.

Каспар Давид Фридрих поступает в Копенгагенскую академию в 1794 г. В Дрездене, куда он приезжает в 1798 г., он вращается в тех же романтических кругах, что и Новалис. Впервые он выставляется в 1799 г. Через шесть лет он посылает два рисунка на конкурс "Друзья искусства", организованное Гете в Веймаре. Фридрих не нарисовал конкурсное задание, но все равно победил.

Частые поездки приводят его на берега Балтики, в Великие горы и Хартц. Особенно он любит остров Рюген и открывает для себя меланхолические ландшафты Померании.

После 1813 г. он рисует на националистические темы, восставая против господства французов. Фридрих покидает Дрезден, когда в город входит Наполеон. 21 июля 1818 г., в возрасте 44 лет, человек по имени Хелен фон Кугельген по прозвищу "бакалавр бакалавров" женится на Каролине Бомер, простой девятнадцатилетней девушке. Фридрих привезет многочисленные зарисовки пейзажей со своего медового месяца в Грайфсвальде и острова Рюген (Винтертур, собр. Райнхарта, 1818 г.).

В его пиетистской манере смещались истинное преклонение перед Христом и страстная любовь к природе и ее элементам, так что в пейзажах Фридрих видит отражение божественного. К этой пантеистской тенденции он добавляет уверенность в абсолютной связи между настроениями погоды, например, и чувствами, разбуженными ими в душе наблюдателя.

В своих афоризмах он пишет: "Оставайтесь подальше от нечестивых уверток, которые убивают свободные порывы сердца", и когда Гете (под влиянием творений Говарда) предлагает, чтобы он подошел к изучению формы облаков с научной точки зрения, художник отвечает: "Это убьет пейзаж".

Художник выражает свой романтизм через символы, визуальные метафоры и перевод абстрактных понятий: якорь заменяет надежду, камни - веру, сосны - христиан, дубы - язычников… Наблюдатель может таким образом выбрать между двумя планами созерцания: простой пейзаж или, если он желает идти дальше, набор символов.

Каспар Фридрих живет, углубившись в себя, в свои работы. Его труды признали и художника избрали членом Берлинской и Дрезденской академий. Тем не менее, на протяжении всей своей жизни он не имеет заслуженной репутации. Он умирает в 1840 г., забытый всеми, жертва капризов моды.