Гайдн

Гайдн

Франц Йозеф Гайдн, австрийский композитор

(Рорау, Нижняя Австрия, 1732 - Вена, 1809)

Он вводит правила нового стиля в музыке: симфонии. Он обеспечивает переход между музыкой барокко 18-го столетия и романтическим прорывом в романтику следующего столетия.

Гайдн, родившийся в семье фермеров, демонстрирует экстраординарные музыкальные способности в очень юном возрасте, а также прекрасный голос сопрано. В 1740 г. он принят в императорскую капеллу в собор Св. Стефана в Вене. Там он изучает пение, арфу и скрипку. Потеряв место в хоре, он зарабатывает на жизнь, сочиняя музыку для богатых господ

Таким образом он попадает на службу в семью Эстерхази (1761-1790 гг.) и организовывает концерты при австрийском дворе, что вынуждает его ставить три оперы в неделю. В Вене он обучает Бетховена и изумляется творениям молодого дарования Моцарта, который в 1785 г. посвящает Гайдну свои Шесть квартетов.

После смерти Николаса Эстерхази в 1790 г. Гайдн уезжает в Лондон, где сочиняет свои Лондонские симфонии. Два пребывания в Англии (1790-1792 и 1794-1795 гг.) утверждают его популярность. В Париже все концерты начинают свою программу какой-либо симфонией великого мастера. Его стиль рассчитан на неспециализированную публику, без какого-либо музыкального образования. Уже в период Директории партитуры Гайдна переводятся так, чтобы они могли быть исполнены небольшими оркестрами: его музыка входит в частные круги.

Возвратившись в Вену, музыкант сочиняет ораторию "Творение" (1798 г.), на создание которой его подтолкнул "Утерянный рай" Мильтона и которую впервые исполнили 24 декабря 1800 г. в Парижском оперном доме. В тот вечер Бонапарт, по дороге на концерт, едва избежал гибели на улице Сен-Никез.

Через два года, в 1801 г., Гайдн ставит еще одну ораторию, "Времена года". Франция чествует его избранием в Институт и Консерваторию, но он отказывается ехать во Францию. Оккупация Вены войсками Наполеона в 1809 г. глубоко влияет на него. Музыкант с бесконечным воображением, Гайдн оставил 104 симфонии, 77 квартетов, 53 фортепьянных сонаты, 24 оперы, песни, мессы и величественную "Stabat Mater".

Наполеон всегда признавал и ценил гений Гайдна. Говорят, что во время оккупации Вены, он приказал охранять его дом в целях безопасности. Позже, когда композитор уже лежал на смертном одре, Император послал к нему французского гусара, чтоб тот спел ему несколько тактов из "Творения".