Гегель

Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, германский философ

(1770-1831)

В то время, когда армии Наполеона продвигались по Европе, германская философия переживала одну из самых блестящих своих фаз. Фридрих Гегель, например, и сегодня признается одним из самых оригинальных мыслителей. Он также высоко ставил Наполеона.

Автор: Ян Аппери

Сын скромного гражданского служащего в администрации герцога, Гегель родился в Штуттгарте в тот же год, что и поэт Гёльдерлин. Они оба начали изучать философию и теологию в 1788 г. в Тюбингенской семинарии, знаменитой протестантской школе. В период строгой учебы Гегель обзаводится еще одним важным другом, Шеллингом, благодаря которому работы Гегеля пропитаны столь мощным романтическим вдохновением.

Гегель даже становится поэтом - на достаточный срок, чтобы написать "Элезиуса", работу, наследующую Хедьдерлина. Очарованный новыми республиканскими ценностями, он с энтузиазмом, в котором романтический всплеск смешивается с греческой этикой, воспринимает Французскую Революцию.

Гегель оставляет замыслы стать министром и, завершив обучение, становится частным преподавателем. Этим он занимается до 1801 г., когда Шеллинг советует ему принять профессорскую должность в Йенском университете. Вскоре он проводит исследования, в результате которых появится " Phдnomenologie des Geistes ", настоящий шедевр, отражающий его философию, хотя появление французских оккупационных войск в 1806 г. разрушает планы редакции окончательной версии.

В понедельник 13 октября, в день, когда Наполеон входит в Йену, Гегель пишет своему другу Нитхаммеру: "Я видел, как Император - душа мира - выехал из города на разведку; это воистину прекрасное чувство видеть такого человека, который, сконцентрировавшись здесь, в одной точке, сидя верхом на коне, простирается на весь мир и доминирует в нем." Гегель никогда не перестанет восхищаться Императором французов.

"Феноменология" опубликована через год. Эту монументальную работу, написанную в стиле, полном драматических акцентов, почти невозможно понять, если не разбираться в тонкостях диалектики; "Феноменология"- не что иное, как попытка описания различных ступеней развития универсального сознания и свободы. По Гегелю, История - это сцена вечного испытания, на которой Дух, отчужденный миром, изучает себя и в конце концов достигает Абсолюта, объединив различные моменты своего исторического путешествия.

С этого момента и на протяжении всей оставшейся жизни Гегель постоянно рафинирует свою систему, расширяя свои открытия на всю эру человечества и каждое поле человеческой деятельности. В 1808 г., по инициативе Нитхаммера, Гегель получает пост профессора в новом Нюрнбергском университете. Это кладет конец годам неопределенности и финансовым проблемам. В 1811 г. Гегель женится на девушке из старших классов. В это же время он публикует "Die objektive Logik", настоящую науку об абсолюте, которая проделала с "сущностью" то же, что "Феноменология" с "сознанием".

Гегель, сознание которого всегда поделено между прошлым, Абсолютом и текущими событиями, оплакивает отречение Наполеона в Фонтенбло 6 апреля 1814 г. Он пишет: "Это устрашающее и впечатляющее зрелище - видеть, как великий гений разрушает себя. Это самое трагическое событие, которое может произойти. Посредственность постоянно и без перебора давит своей массой вниз, пока то, что поднялось, не опуститься до общего уровня, или даже ниже. Критической точкой всего этого, начальной причиной того, что эта масса обладает мощью, подобно хору в античной трагедии, является то, что эта великая личность должна позволить ей действовать так, и таким образом окончательно подтвердить свое собственное падение". Так вершится история, пожирая себя, чтобы вновь родиться, и затем, поднявшись, продолжить движение.

В 1816 г., назначенный в университет Хайдельберга, Гегель вновь отправляет себя в ссылку. Публикация "Энциклопедии философских наук" приносит ему известность и славу. Разговор идет только об умозрительном идеализме и диалектике. Но всеобъемлюще и так, что хватает и на следующие поколения. Гегелю остается лишь подождать, пока его не позовут на высшие преподавательские посты.

Он будет ждать всего два года. В 1818 г. он становится профессором Берлинского университета, где он и будет преподавать до конца своих дней. Гегель издает " Grundlinien der Philosophie des Rechts " (1818 г.), в котором рассматривает различные ступени улучшения закона, вплоть до конституции абсолютного "Государства", высшей формы политической жизни.

Четырьмя годами позже, в 1822 г., Гегель посещает Францию и встречается с Виктором Кузеном, самым главным из своих французских учеников, который будет сильно способствовать распространению его идей. Проезжая через Антверпен, Гегель обращается с просьбой о посещении мрачного поля под Ватерлоо. В письме к своей жене он говорит: "Мы посетили поле битвы под Ватерлоо в кабриолете - и я увидел эти мемориальные поля и холмы; я особенно приметил высоты, покрытые лесом, откуда можно видеть на несколько миль вокруг и где Наполеон, князь сражений, утвердил свой трон, который потерял здесь." Позже Гегель читает мемуары Наполеона, продиктованные Журго и Монтолону на о-ве Св. Елены.

Захваченный вспышкой холеры, Гегель умирает в 1831 г., оставив публикацию всех своих трудов на учеников. Они ревностно издают их, собрав огромное количество материала, наработанного во время его преподавания в Ене, Нюрнберге, Хайдельберге и Берлине.

Так публика открывает для себя все Уроки Мастера. Гегель известен и как "философ государства", и как мыслитель, который с помощью своего нового метода, "диалектики", подвел к вершине понятие философской "системы".

Хотя это правда, что Гегель оставил свой след в теории закона, и правда то, что и сегодня кто-то пытается найти малейшую трещину в непостижимой логике его системы, следует быть осторожным, чтобы не дать себя ослепить кажущейся слабости и неопределенности его мышления, чем, с одной стороны, он связан со своим временем, и чем, с другой стороны, определяется постоянная решимость совершенствовать и улучшать свою работу.

"Сын своего времени", философ, в соответствии с Гегелем, не может переступить границы своей эпохи. Он должен лишь собрать урожай того, что посеяно историей. И именно в этом свете следует понимать известное изречение: "Сова Минервы летает только в сумерках". Возвышаясь над событиями, в клочья разрывающими его век, Гегель выступает как последний человек, который собственными средствами преуспел в объятии всей истории и знаний, от бессознательного мрака ранних веков до необузданной мечты о истинном единении человеческой сущности и мысли.