Гражданский кодекс

Гражданский кодекс Гражданский кодекс

"Моя истинная слава не в том, что я выиграл шестьдесят сражений. То, что останется в веках - это мой Гражданский кодекс," - сказал Наполеон на о-ве Св. Елены, и был, в частности, прав. Шедевр Наполеона заложил фундамент французского общества на трех столбах: свобода личности, имущество и семья.

Придя к власти, Бонапарт посчитал необходимым устроить французское общество на основе порядка и дисциплины. Революционный кризис определил ряд принципов.

В период Конвента Законодательный комитет набросал основы гражданского кодекса, но эти усилия пропали даром. Пост-термидорианский период отличался невиданной расхлябанностью морали. Весь процесс нужно было начинать сначала, отвечая на срочное требование Конституции 1791 г.: "Должен быть введен кодекс гражданских законов, общий для всего королевства."

В августе 1800 г. Первый консул, нетерпеливо ждущий окончания процесса, информирует Камбасереса, тогда Второго консула, и назначает подготовительный комитет. Членами его были три выдающихся юрисконсульта - Тронше, Порталис и Бижо де Преамино. При помощи генерал-секретаря Малевилля они должны были создать ряд биллей. Тексты обсуждались на собраниях Conseil d'Etat, и обсуждение всегда превращалось в длительные, трудные дебаты. За этими дебатами, возглавляемыми в основном Камбасересом, пристально следил Первый консул, часто присутствовавший на заседаниях Совета (он председательствовал на 57 из 190 сессий). То, что происходило, поражает - необученный Бонапарт удивлял великих техников Закона своими более чем уместными наблюдениями и острыми замечаниями. Лишь у него одного обнаружился дар вдохнуть новую жизнь в столь путаный, устаревший предмет и "найти зерно истины в стоге слов" (Ж.Ж. Шевалье).

С 1801 по 1804 г. было принято тридцать шесть законов. 21 марта 1804 г. они были собраны в виде 2281 статьи, озаглавленных "Гражданский кодекс французского народа" и "Наполеоновский кодекс" в 1807 г. Законодатели черпали вдохновение в римском законе, старинных французских обычаях, королевских приказах и законах, сформулированных основными Собраниями Революции.

В терминах действительного содержания, хотя Кодекс и урезал многие законы революционного периода, тем не менее в нем записаны все основные достижения 1789 г., касающиеся свободы личности: равенство всех граждан, секулярность государства, свобода мысли и право на труд. Свободные человеческие существа, по крайней мере в частной жизни, считаются основой социальной и правовой структуры. Эта концепция - наследие теории 18-го столетия о естественных правах. Однако нигде не упоминается право на собрания, которое благоприятствует созданию социальных, политических или религиозных групп, "так что личность, эмансипированная Революцией, в конечном счете находит себя одиноко стоящей перед лицом Государства, вооруженного своими принудительными силами" (Андре Латрель).

В Гражданском кодексе заложен также дух сохранения общества через подтверждения права на собственность, "фундаментальное право, на котором основываются все социальные учреждения", в соответствии с Порталисом. Таким образом, не удивительно, что Кодекс в подробностях описывает все, что связано с приобретением и распоряжением собственностью, например, использование, владение имением, право проведения работ на чужой земле. Лица, владеющие собственность, приобретенной трудом или по наследству, распоряжаются ею по своему усмотрению, но не являются ее хозяевами после смерти. Право первородства исчезает и правилом становится раздел собственности на равные доли между всеми детьми.

Наполеоновский кодекс индивидуалистичен, кроме того, семья считается основной единицей общества. Он провозглашает также власть мужчины в терминах отцовства и брака.

- Первое, отцовская власть, - дети остаются под надзором родителя вплоть до достижения ими совершеннолетия. Для заключения брака дважды, с разрывом в неделю, должны быть опубликованы объявления, чтобы родители успели использовать свое право оспорить брак.

- Старшинство в браке - права замужних женщин ограничены. Они должны жить вместе со своими супругами и без разрешения мужа не могут проводить какие-либо законные или финансовые сделки. "Женщины",- сказал Бонапарт, - "собственность их мужей, как плодовое дерево - собственность садовника." Более чем столетие французские женщины будут вынуждены расплачиваться за беззаботный характер Императрицы. Наполеон явно не забыл о долгах, которые наделала жена, прикрываясь его именем, чтобы в его отсутствие купить усадьбу в Мальмезоне.

Еще один элемент неравенства в браке - развод. Женщина может получить его, если муж живет с любовницей, тогда как мужчине достаточно обвинить жену в измене. За прелюбодеяние женщине грозит тюремное заключение, мужа же просто штрафуют. Бонапарт лично настоял на то, чтобы в Кодекс было включено право на развод. Его соратники хорошо понимали причину - не было оправдания связям с женщиной, которая не могла дать Наполеону наследника.

Тем не менее, развод в сочетании с гражданскими браками придал новому Кодексу некий секулярный дух, который заставил вздрогнуть ультрамонтанистов и жестких католиков.

После 1880 г. Гражданский кодекс претерпел ряд модификаций, чтобы учесть изменения, происшедшие в обществе (в частности, равенство между мужчинами и женщинами). В остальном его структура осталась нетронутой. Наполеоновский кодекс своим содержанием, ясностью и решительным стилем получил мировое признание. Его влияние за рубежом - огромно, он применяется в Бельгии и Люксембурге. Кодекс оказал сильное воздействие на гражданские законы целого ряда стран, включая Германию, Швейцарию и Италию.