Имперский лицей

Имперский лицей

Не совсем ясно, видел ли Бонапарт различия между военными казармами и новыми лицеями.

Придя к власти, Первый консул сразу же занялся вопросами образования. Хотя он был сильно заинтересован в начальных школах - которые оставались под контролем христианских братьев - он реорганизовал средние школы (закон от 1 мая 1802 г.).

Его лозунгом было "Разум нуждается в наставлении". В соответствии с Бонапартом, не может быть установленной государственной политики, если нет образовательных институтов с установленными принципами. Такая одержимость зафиксированностью, казалось, контрастировала с нестабильностью режима.

"Целое поколение", - говорил он, - "Должно быть заложено в одну и ту же форму." Он собирался изготовить эту форму путем создания имперских лицеев, заменивших бы центральные школы, которых избегали буржуазные семьи. Образование было бесплатным только для обладателей стипендий. Учебный план оставался нерушимым: французский язык и литература, греческий и латинский; математические, физические и естественные науки. Не преподавалось никаких живых языков, ни философии, так как Наполеон не доверял этим предметам. Он хотел воспитывать прекрасных офицеров и гражданских служащих, а не "мыслителей". Ожидалось, что инспекторы, которые тщательно проверяли подобные заведения, сами ведут образцовую жизнь.

В имперских лицеях-казармах студенты подвергались строгой дисциплине. Они были разбиты на отряды и роты, и среди лучших студентов выбирались капралы и сержанты. Дневные занятия проводились по сигналам военных барабанов. Расписания были едины по всей стране. Наказанные студенты сажались под арест или посылались в комнату для допросов.

Позже Тейн еще более приблизил Бонапарта к уничтожению педагогических исследований путем накладывания жесткой рамки на естественную непосредственность детей. Не случайно после 1820 г. большинство романтических бунтов своими причинами имели это ограниченное образование.