Изнасилование сабинянок

Изнасилование сабинянок
Изнасилование сабинянок

Кликните по изображению, чтобы просмотреть более крупную версию изображения "Изнасилование сабинянок".

Название: Изнасилование сабинянок
Автор: Жак-Луи Давид (1748 - 1825)
Нарисована в 1798-1799 гг.
Масло на холсте - В: 3.85 м; Д: 5.22 м
Лувр, Париж © RMN


В период Директории (1795-1799 гг.) Франция переживает большой интеллектуальный и художественный подъем. Многие из тех, кто находился в тюрьме во время Террора, сейчас желают лишь жить полной жизнью.

Создана Политехническая школа, проходит первое заседание Института. В области искусства в моде древний мир - Директора даже одеваются по старинной моде.

Давид, заключенный в Люксембурге, вышел на свободу после падения Робеспьера. Он решает оставаться подальше от политики, и запирается в своей студии в мансарде Лувра, чтобы нарисовать "Изнасилование сабинянок".

В своей исторической картине Давид решает изобразить малоизвестную часть повествования Ливия, рассказывающую о том, как сабинянки пытаются разделить сабинскую и римскую армии. Это - сцена воссоединения, нарисованная в то время, когда Франция разорвана на две части якобинцами и роялистами.

"Моим намерением было нарисовать древние обычаи столь точно, чтобы греки и римляне могли подумать, что я для них не чужой", - говорит Давид. Он делает две подготовительных зарисовки, одну с одетыми фигурами, другую - с обнаженными. В конце концов он выбирает второй вариант. Величественный фон вдохновлен Пуссеном, который уже рисовал на эту тему.

Прославляя жизнь, "Изнасилование сабинянок" сильно отличается от "Клятвы Горация", которая выполнена в более горьких тонах. Картина создается очень медленно и становится поводом для критики еще до окончания, причем настолько, что Давид заканчивает ее один, при помощи всего одного ученика, Ланглуа.

Эта громадная картина - не заказ. Давид решает заставить публику платить за обозрение и выставляет ее в комнате в Лувре в январе 1800 г. Публика, насмотревшаяся на статуи и картины, привезенные из Италии после побед Бонапарта, не очень шокирована обнаженными телами. Картина пользуется успехом, несмотря на замечания некоторых художников насчет композиции, отсутствия узды на лошадях, неправдоподобия наготы. Когда Давид добавляет к выставке портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, заказанную картину, начинает пахнуть скандалом, потому что за просмотр надо платить, и пресса затевает шумный спор.

Давид затем пытается продать "Сабинянок" Наполеону. Но на картине слишком много обнаженных фигур, чтобы выставлять ее в Тюильри. Французское правительство покупает ее за 50,000 франков, когда художник находится в Брюсселе, после Реставрации. Сегодня картина - в Лувре, в Париже.


Давид
ИЗНАСИЛОВАНИЕ САБИНЯНОК
David: Enlévement des Sabines