Изобразительное искусство

Изобразительное искусство в наполеоновскую эпоху

Революция не революционизировала французское изобразительное искусство. Наполеоновская эра, напротив, представляла собой начало благоприятного периода, под влиянием "Императора" Давида.

Автор: Кристоф Пинсмаль

Что касается неоклассических тенденций, предшествующих революционному периоду, то Революция не внесла каких-либо серьезных изменений в стиль. Революционное изобразительное искусство колеблется между крупными историческим темами, которые, с Давидом, тяготеют к античной простоте (" Изнасилование сабинянок ", 1794-1799 гг.), и жанром, который находит свое лучшее решение в спокойной жизни или пейзажах и приносит славу Бойли.

Наполеоновская эпоха, однако, явилась началом благоприятного периода для французского изобразительного искусства. Стили и жанры теперь весьма разнообразны. Расширяется иконографический репертуар: художники рисуют по сюжетам из национальной истории, образной литературы, библейских эпизодов или греко-римской мифологии. Художники черпают вдохновение в работах Рафаэля, Пуссена и Рубенса.

Они открывают для себя также готических миниатюристов, фламандских и итальянских примитивистов и датских мастеров. Кроме официального искусства, рождается ряд течений, исследующих эмоции, человеческую психологию, выражающих чувства.

Своей картиной "Бонапарт на перевале Сен-Бернар" (1800-1801 гг.) Давид создает миф о Наполеоне, наследника неоклассического мифа величия. Первый консул изображен, по его указаниям, на вздыбленном коне, и, кажется, происходит из старинного рода славных кавалеристов; апеллируя к именам Ганнибала и Шарлемана, художник призывает великолепие исторического прошлого на службу настоящему и будущему.

Давид правит миром искусства, как истинный тиран. Он учит своих студентов, что художник должен уметь думать, т.е., созидать, но должен также предложить зрителю образцовые подвиги и усилить типичную природу предмета своей интерпретацией. Революционные празднества, представленные им, или его изображение Марата, прекрасный образ революционера-мученика, служат этой цели.

Давид равняет свой идеал на текущие события. Под его влиянием официальное искусство, работающее во славу Бонапарта и Империи, изображает завоевания Наполеона в манере античных битв.

Пропагандистское искусство, четко направляемое Виван-Деноном, распространяется и на формальные портреты. Антуан-Жан Гро больше не рисует Бонапарта, как генерала-победителя, но - как государственного деятеля (1804 г.). В 1806 г. Энгр предлагает почти иллюзорное видение Императора в коронационном платье. Франсуа Жерар специализируется на портретах членов императорской семьи и высших сановников Империи. В 1807 г. он получает заказ на портрет Императрицы Жозефины в коронационном наряде и копирует его на следующий год в дизайне для мануфактуры Гобелена.

Прюдон предпочитает изображать Жозефину, потерявшуюся в своих мечтах и погружает свою модель в пейзаж, который практически становится основной темой картины (1805 г.). Изображения церемоний - также полновесная часть имперской пропаганды.

"Коронация" Давида (1805-1807 гг.) описывает момент, когда Наполеон, коронованный лавровым венком, держит корону над скромно наклоненной головой Жозефины. Император лично пришел в студию, когда картина была завершена, чтобы поздравить художника за столь ясно ухваченные мысли.

Художники иногда превращают величественные эпизоды наполеоновской эпохи в мифологические фантазии. "Оссиан" Жироде смешивает, в луноподобной атмосфере, солдат, убитых в бою, и легендарных персонажей поэмы Джеймса Макферсона (1802 г.). Многие из мастеров транспонируют сцены военных сражений в традиционные презентации героизма и жертв. Своей картиной "Наполеон на поле битвы Эйлау" (1808 г.) Гро празднует победу славного завоевателя, спокойствие которого на фоне резни и кровопролития обещает скорое пришествие лучших времен.

Темы, вдохновленные историей или образной литературой, часто являются базисом для изображения любви и смерти, удовольствия и страданий.

Гро представляет сцену, где поэтесса Сафо, в самоубийственном отчаянии, собирается броситься в блистающее море (1801 г.). Точно таким же образом, снова становится популярной тема Потопа, потому что она позволяет полностью отразить примитивный ужас человека перед лицом враждебной стихии (Жироде , 1806 г.).

Все более модным становится изображение крайних чувств, и это вынуждает французских мастеров искать вдохновение в иностранной литературе, особенно английской, которая переполнена фантазиями и мрачными сюжетами. Французское издание "Оссианских стихов" шотландца Макферсона осуществлено в 1775 г.; они наполняют Наполеона энтузиазмом и разжигают воображение Жерара, Энгр а и Жироде а.

Привлекательность средних веков и их художественное наследие явились причиной возникновения "трубадурского" стиля. Наследуя Гроза, художники-"трубадуры" пишут морализаторские картины. История служит им в качестве наглядного пособия. Они пытаются одновременно наставлять и развиваться. Большинство таких художников говорит, что они черпают вдохновение в работах датских мастеров 17-го столетия. Они восхищаются световыми эффектами Рембрандта или совершенством Жерара Ду в прорисовке деталей и окончательных мазков. Их картины выделяются исключительной заботой о деталях и внутренних сценах, на которых декор и костюмы перерисованы почти с археологической точностью.

На Салоне 1802 г. Ришар выставляет картину "Валентина Миланская скорбит о смерти своего мужа"; работа пользуется громадным успехом. Рождается новое течение. Виван Денон описывает стиль, представляющий собой "смесь истории и анекдота", "который можно назвать благородной комедией или драмой художественного искусства". Жозефина и Гортензия очарованы "трубадурами". Они покупают, часто за большие деньги, небольшие работы Ришара, Лорена, Купен де ла Купьера и мадемуазель Лоримье. Луиза Кошеле, чтец королевы Гортензии, пишет в своих мемуарах: "Королева любила все историческое и то, что заставляло вспоминать о великих днях Франции".

Наконец, благодаря французским художникам, работающим в Италии, таким, как Турпен де Криссе, развивались и пейзажи из жизни.