Канова

Канова

Антонио Канова (Antonio Canova)

(Тревизо, 1 ноября 1757 - Венеция, 13 октября 1822)

Официальный скульптор семьи Бонапартов. Итальянец.

Венецианский мастер Канова, считавшийся величайшим скульптором своего времени, но позже незаслуженно забытый. Его работы, больше, чем просто имитация классического стиля, отражают чувства утонченного и сдержанного человека очень независимого ума..

Оставшись в раннем возрасте сиротой, Канова воспитан дедушкой, каменщиком по профессии. Ему повезло стать учеником известного тогда скульптора Джузеппе Бернарди-Торетто, вместе с которым он едет в Венецию. Уже в 1779 г. его скульптуры начинают привлекать внимание. В тот момент они определенно принадлежат стилю барокко. В этом же году Канова устраивается в Риме, где создает две принесшие ему славу работы - "Тезей и Минотавр" и надгробие Клемента XIV.

Примерно в 1796 г. он встречается с Бонапартом и несколькими членами его семьи. Скульптор тронут добротой генерала, который возвращает ему пенсию, отобранную Венецией. Он будет много лет работать для свиты Бонапарта. Мюрат заказывает работы "Купидон оживляет Психею" и "Купидон с Психеей", а Жозефина заказывает пять скульптур для своей галереи в Мальмезоне.

В 1802 г. Канова приезжает в Париж, чтобы изваять бюст Первого консула. За пять встреч с Бонапартом он рисует быстрые эскизы, так как последний недостаточно терпелив, чтобы позировать. В 1806 г. работа завершена: гигантская мраморная статуя обнаженного Императора. В Париж она попадет только через пять лет, в 1811 г. Наполеон находит ее "излишне атлетичной" и прячет в Лувре за деревянной перегородкой. Тем временем Канова создал скульптуры всего семейства Бонапартов, за исключением Жозефины; самая известная из них - Полина в виде облокоченной Венеры; кроме того, выполнил множество заказов. В 1810 г. он снова призван в Париж к приезду новой императрицы Марии-Луизы. Либо разочарованный довольно снисходительным отношением Наполеона, либо стремясь сохранить свою независимость, Канова отказывается от ордена Почетного Легиона.

В августе 1815 г. он возвращается в французскую столицу. В этот раз он приезжает по папскому распоряжению - разыскать итальянские работы, захваченные Наполеоном во время его завоеваний. С помощью Денона, Канова умудряется привезти обратно наиболее ценные произведения.