Кант

Кант

Иммануил Кант, германский философ (Immanuel Kant)

(Кенигсберг, 1724 - 1804)

"Звездные небеса надо мной и моральный закон во мне", - такие слова начертаны на могиле человека, который революционизировал мышление своего времени, когда философия, научная теория и моральные размышления еще только пытались достичь единства путем взаимного обогащения. Эссенция рассуждений Канта выражена в следующих трех вопросах: "Что я могу узнать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?"

Автор: Ян Аппери

Философский путь Канта и исключительная судьба его рассуждений совершенно не соответствуют монотонности его жизни. Кант, родившийся в Кенигсберге, графском городе Восточной Пруссии, никогда не покидал родных мест. Воспитанный в сурово пиетистской атмосфере, занимаясь в "Collegium Fredericianum", в тени Лютера, Кант постоянно сравнивал, что лучше - убеждение и высокоморальное поведение или проницательность, достижимая лишь за счет упражнений Разума.

С 1741 по 1747 г. Кант занимался на курсах в Кенигсбергском университете, углубившись в философию и физику. Именно тогда он начал задумываться над антагонизмом между рациональностью, унаследованной от Декарта, и действующим эмпиризмом в научных исследованиях; его система попытается разрешить этот дуализм.

Поработав семь лет воспитателем и снискав благосклонность высшей буржуазии, Кант получил пост второго инспектора в библиотеке Шато-Рояль. В 1756 г. он был назначен профессором математики и философии. Его "Универсальная национальная история и теории небес" датирована этим периодом; в этой работе он предвосхитил гипотезу Лапласа, хотя и не сформулировал ее математически.

1770 г. был годом, который обозначил окончательное вхождение Канта на преподавательскую стезю, на должности простого профессора, до самой отставки в 1794 г. Он читал математику и логику, а позже посвятил себя метафизическим проблемам. Он притягивал студентов, которые высоко ценили его излишне методистский, но все же дерзкий подход к предмету, в котором часто проявлялся юмористический оттенок.

Ежедневная жизнь Канта, несмотря на его крайнюю нищету, породила множество анекдотов. Страстный любитель побродить, Кант каждый день отправлялся на прогулку и выходил с такой регулярностью, что местные жители могли выставлять по нему часы. Один из его студентов вспомнил, что у Канта зудели ноги и он изобрел новую систему подвязок с пружинами, так, чтобы они не натирали ноги при ходьбе. Говорили, что Кант дважды изменил своему образу жизни. Первый раз - когда зачитался "Эмилем", так как Руссо имел на него громадное влияние. Второй раз - когда он узнал о Французской Революции - Кант явно потерял ход мыслей, но всего лишь на один день…

В 1781 г. он опубликовал крупную работу, которая перевернет вверх тормашками современные представления. Это стало началом философии науки (эпистемологии) и решительной демонстрацией неизменной ограниченности человеческого существования, сигналом, возвещавшем о наступлении новых времен. Эта работа-сага, "Критика чистого разума", была поспешно осуждена его современниками, которые рассматривали ее лишь как колосса технического эзотеризма. В ней Кант заложил основы всех возможных знаний: "Единственное знание, важное для нас - полученное из объектов возможного опыта." Другими словами, бесполезно пытаться осознать сами условия знания, т.е. апеллировать к тому, что является рамкой для каждого момента нашего существования: пространства и времени самих по себе. В пределах способностей нашего знания мы имеем дело не с "номинальной" реальностью, а лишь с "феноменальным" миром.

Книга выполнила двоякую задачу: обеспечила теоретическую основу для математических и физических наук, объясняя открытия Ньютона; и разрушила утверждения рациональной психологии, космологии и теологии, все из которых предполагали неограниченность знания.

За первой "Критикой" последовали две другие: "Критика практического разума" (1788 г.) и "Критика рассудительности" (1790 г.). Эти три текста представляют собой основную трилогию теории Канта.

"Критика практического разума" была, как явствует из заглавия, "практическим" примером первой критики, анализирующей способности желания. Здесь Кант установил якорь морального поведения, действующего на пользу разуму, в добровольном подчинении "категорическим императивам", формальным командам универсальных законов, содержание которых хотя и каждый раз иное, но зависит от конкретной ситуации, в которую попадает личность: "Всегда действуйте таким образом, чтобы принцип вашего поведения мог быть сведен к универсальному закону природы." Из этой сентенции следует, что с человеческим существом нельзя обходиться просто как со средством, но, в противоположность всем концепциям, отстаивающим рабство, человек и является самоцелью.

В этой книге Кант утверждает, что перемена поведения политически необходима; отзвук этого заявления можно найти в одной из его последних работ, "Проект вечного мира" (1795 г.). В этом труде, снова весьма своевременном, выражается идея конституции "космополитических прав" для всех человеческих существ, "граждан универсального Государства". Таким образом, только республиканский договор, устанавливающий союз людей с федерализмом свободных государств-штатов (на примере американской модели), может обеспечить конец всем конфликтам и принести человечеству "вечный мир".

Еще один краткий трактат пользовался необычной популярностью. Он был озаглавлен "Что такое Просвещение?" (1784 г.) и представлял собой манифест Aufklдrun g, Разума, пробивающего себе дорогу из темноты. "Просвещение - это выход человека из состояния самоопекунства".

Что касается "Критики рассудительности", то она позволила Канту проанализировать ощущения, последнюю из трех способностей. Врываясь в область знаний, которые не являются ни частью науки, ни моральности, философ снова производит революцию в мышлении. Способность чувствовать ранее не представляла ни философского, ни практического интереса, но лишь функционировала, как "эстетическое суждение", вызывающее удовольствие при созерцании или ощущении прекрасного.

После столетий рационализма люди открыли еще одну разновидность знаний - субъективную универсальность эстетического опыта, в котором разум не играет определяющей роли. В этом труде Кант также посвящает некоторые из самых лучших глав чувству "возвышенного". Возвышенное - это то, что ощущает человек, размышляя о грандиозности природных элементов, когда его воображение переполнено силой яростной материи и смущено своей беспомощностью.

Другие работы великого кенигсбергского философа упоминаются реже - "Направления мышления" (1786 г.), в которой, обращаясь к публике, он оправдывается, защищаясь от правительственного обвинения в атеизме, или "Мечты духовного пророка" (1766 г.), в которой он расправляется с теософом Сведенборгом, разоблачая его метафизические иллюзии.

Последние годы Канта были тяжелыми. Философ чувствовал, что его способности постепенно ухудшаются и был слишком слаб, чтобы гулять. Когда он умер, как вспоминает его преданный друг и ученик, "лицо его не изменилось, но тело невообразимо сморщилось."