Континентальная система

Континентальная система

1806 - 1811

Континентальная система одновременно является и местью за английскую блокаду, и стратегией, нацеленной на поражение Англии путем разрушения ее экономики. Наполеон почти преуспел.

Автор: Алексис Седу

Первым шагом Континентальной системы был запрет на продажу англичанами их товаров на континенте, и таким образом лишение Англии рынков сбыта. И наоборот, произведенные товары и сырьевые материалы из Европы запрещалось продавать Англии.

Британцы пытались отрезать Европу от ее колоний и помешать трансатлантической торговле, а также навигации вдоль европейского побережья. С обоих сторон блокада основывалась на нарушении международных морских правил.

1. Средства блокады

Британцы эффективно использовали свой флот, Royal Navy, самый мощный в мире. В 1803 г. он насчитывает примерно пятьдесят кораблей, а к 1814 г. это число возрастет до 240. Англия потребляет массу дерева, в основном из скандинавских стран, Норвегии и Швеции. Лондон готов платить за сырьевые материалы, необходимые для кораблестроения - дерево, пеньку или лен, медь, железо и смолу.

Обеспечение морского превосходства всегда было основой британской политики. Лондон даже предпочитает нападать на нейтральные страны, нежели вступать в переговоры, что прекрасно доказывает бомбардировка Копенгагена 2 сентября 1807 г. Это превосходство морского флота также содействует экономике, так как военные корабли могут перевозить сырьевые материалы. Это позволяет также англичанам вторгаться в колонии европейских стран в Вест-Индии и Индийском океане.

Наполеон, со своей стороны, использует континентальные ресурсы, блокируя порты и побережье. Более того, чтобы контролировать все побережье, Наполеон не останавливается перед нападением на страны, которые не присоединяются к Системе, например, Португалию в 1807 г. Вначале континентальные государства выступают за такое военное состояние. Большинство старых союзников - против Англии. Все считают Англию "нацией лавочников" и смотрят на нее сверху вниз.

Для того, чтобы ввести Систему, использовались два легальных пункта: захват кораблей и право на блокаду. Морские правила были установлены в 1713 г. Утрехтским договором, в соответствии с которым считалось, что флаг защищает торговца. Но в военное время ничто не может защитить торговца от захвата военными кораблями. Такой закон работал на Англию и Наполеон решил применить законы итальянской школы, которые запрещали воюющим государствам захватывать торговые суда. Более того, Наполеон хотел бы учредить на море те же коммерческие законы, которые защищают торговцев на суше.

Таким образом, Берлинским декретом постановлялось, что против британцев будут применяться репрессалии, пока "Англия не признает, что закон войны - один и тот же, на море и на суше, и что он не может относиться к какой-либо частной собственности или к личности, не входящей в состав армии."

Теоретически, любой корабль, пытающийся нарушить блокаду порта, может быть затоплен. Лондон объявляет, что все порты, перед которыми нет его кораблей, закрыты. Но по закону нейтральных стран, утвержденным в основном русской императрицей Екатериной II, для введения блокады для действительного закрытия порта необходимо, чтобы перед портом действительно "стоял на якоре или находился поблизости" корабль. Это "или" превратится в "и", когда Лондон и Санкт-Петербург после 1801 г. станут друзьями. Наполеон отстаивает законы нейтральных государств, которые утверждают, что "закон блокады применим лишь к действительно блокированным портам". Все эти моменты - теоретические, а на практике все получается по-другому.

2. Фазы Континентальной системы

Уже после разрыва Амьенского мира Наполеон и Лондон предпринимают специальные шаги. 20 июня 1803 г. и 13 марта 1804 г. Бонапарт запрещает импорт коммерческих или производственных товаров из Англии. Товары из нейтральных стран разрешается ввозить, если поставка сопровождается сертификатом, выданным французским агентом (указ от 20 июня 1803 г.).

В июне и июле 1803 г. Лондон вводит блокаду устья Эльбы, затем Везера. 9 августа 1804 г. эта мера применяется ко всем французским портам на Северном море и Ла-Манше. В апреле 1806 г. англичане закрывают устье Эмза и Трава. 16 мая 1806 г. введена блокада от "реки Эльбы до порта Брест включительно".

21 ноября 1806 г. Наполеон издает Берлинский декрет. В Статье Один говорится, что "Британские острова находятся в состоянии блокады". Более того, вторжение в Пруссию увеличивает прибрежную зону, вынуждая Англию расширять ответные меры.

Британская контратака вначале слаба. 7 января Лондон запрещает нейтральным нациям курсировать между французскими портами. Затем между 11 и 25 ноября обнародованы Указы Совета: все страны, за исключением британского флага, то есть страны, присоединившиеся к Континентальной системе, объявляются блокированными. Нейтральный корабль может войти в закрытый порт только в том случае, если он получил визу в британском порту, заплатил там пошлину на импорт (примерно 25%) и приобрел лицензию.

Еще до того, как Наполеон узнал о мерах, предпринятых британцами, он издает Миланский декрет, 23 ноября 1807 г., запрещающий любую контрабанду: любой корабль, приставший к английскому берегу, конфисковывается и все колониальные товары считаются английскими. Когда он узнает об Указах Совета, то издает второй Миланский декрет (17 декабря 1807 г.), объявляющий все нейтральные суда, согласившиеся на требования англичан, "денационализированными, потерявшими гарантии своего флага и считающиеся английскими". Таким образом, такое судно может быть захвачено как в порту, так и на море. Эти декреты дополнены Байоннским декретом (17 апреля 1808 г.) и Рамбульетским (23 марта 1810 г.).

После 1810 г. учреждена вторая Континентальная система. Вначале колониальные товары, захваченные корсарами, могут быть перепроданы после уплаты 40% налога. Затем, в июле 1810 г., декрет, изданный в Сен-Кло, разрешает импорт по системе лицензий. Практически это позволяет торговцам получить колониальные товары, необходимые для экономики. В конце концов, Трианонский декрет от 5 августа 1810 г. признает колониальное производство, но облагает его непомерным налогом. Такая политика, так как контрабанду остановить невозможно, имеет целью перекрыть теневой рынок за счет налогов. Также ожидается, что англичане будут вынуждены сбросить цены, чтобы конкурировать с другими странами в торговле с континентальной Европой.

Другие страны, входящие в имперскую систему, также обязаны ввести налоги, утвержденные Трианонским декретом, но им не разрешается торговать с нейтральными странами. В конце концов, как только в Францию начинает импортироваться необходимое сырье, Париж полностью запрещает импорт английских товаров на континент. Декрет, изданный 19 октября 1810 г. в Фонтенбло, еще более ужесточает порядки и предписывает сжечь все запасы английской мануфактуры.

Проведено систематическое уничтожение запасов, наиболее ярким примером чего является Франкфуртская экспедиция в ноябре 1810 г. Такая бездумная экономическая политика вызывает громкий протест других стран, так как Франция не может обеспечить английскими товарами. Но давление французской политики остается неизменным.

Эта политика кажется успешной: в 1811 г. Англию сотрясает беспрецедентный экономический кризис, который можно объяснить также плохими урожаями 1809-1811 гг. и циклическим кризисом перепроизводства. Фунт также обесценивается из-за сильной инфляции. В 1808 г. он стоил 23 франка, в 1809 г. падает до 20, и в 1811 г. - до 17.

Война отнимает у Англии массу денег, и вскоре начинает страдать банковская система. В 1811 г. спад английского промышленного производства составляет 20% по сравнению с 1809 г. Увеличение цены на хлеб и ряд банкротств в 1811 г. создают общий социальный кризис. Для подавления бунтов в Мидландсе, затем Ланкашире и Йоркшире выслана армия в 12 000 человек. Правительство Персеваля отказывается шевелиться из-за внутренней оппозиции тори - Каслри - и вигов. Убийство Персеваля в 1812 г. обозначило пик внутреннего кризиса Великобритании.

В этом же году Франция также переживает экономический кризис. Но страна остается спокойной.

3. Политика Наполеона и Континентальная система

Для того, чтобы сделать Систему эффективной, Наполеон предпринимает ряд мер. Во-первых, математические средства контроля: он располагает арифметической политикой, введенной в период Консулата. Статистические Анналы, ежегодные сводки департаментов и доклады префектов дают цифры, позволяющие управлять блокадой.

Он контролирует также палаты коммерции, реорганизованные в 1802 г., и палаты мануфактуры, созданные в 1803 г. Эти элементы позволяют ему организовать экономическую и финансовую политику. Но Наполеон не силен в экономике. Его мозг слишком прямолинеен для того, чтобы хорошо понимать ее законы. Континентальная система на самом деле включает два элемента: блокада побережья против английской торговли и контроль за европейской торговлей.

Этот второй элемент - и есть собственно Континентальная система. Его задачей является контроль за торговлей в имперской зоне, то есть, Франции, государствах, в которых правят вассалы Наполеона, и странах союзников. В понимании Наполеона экономика Франции должна доминировать над экономикой вассалов. Для этой системы необходимы два элемента: удовлетворить французского фермера, так чтобы он мог продавать свои товары; и убедиться в том, что города снабжаются надлежащим образом. Следует поощрять промышленность, использующую национальное сырье.

В конце концов, так как Наполеон - истый приверженец Кольберта, он желает привлечь столь много иностранной валюты в Францию, сколько возможно, а также экспортировать французские товары. Для этого он издаст декреты, увеличивающие таможенные пошлины на иностранные товары, в основном на английские, например, хлопковые ткани.

Для того, чтобы закрыть побережье, у Наполеона имеется на подхвате громадный, действенный таможенный департамент - примерно 27 000 таможенных офицеров. Генеральный директор департамента - один из самых влиятельных людей в имперской экономике. До 1811 г. его звали Колин де Сусси. Ему помогают сорок таможенных директоров в четырех зонах: южной Франции, северной Франции, Италии-Швейцарии и Голландии-Германии. Наполеон требует, чтобы его вассалы предоставляли французским таможенным офицерам полную свободу действий.

Таким образом, когда в 14 января 1810 г. Жером получает Ганновер, такое ограничение его суверенитета специально оговорено в договоре. Что касается Луи, который выступает против Континентальной системы, то он просто теряет корону. Актом, вводящем Голландию в состав Франции (9 июля 1810 г.), согласно одной из существенных статей, таможни объединяются.

Задача таможенных пошлин - создать защитный барьер для французских товаров. С 1803 по 1806 г. эти пошлины ежегодно увеличиваются. С введением Континентальной системы ряд коммерческих соглашений отдает экономику других стран в руки Франции. Для подписания таких соглашений годится любое время: со Швецией - 10 января 1810 г.; с Испанией - когда Жозеф принимает испанскую корону, 5 июля 1808 г. Таким образом Испания вынуждена пожертвовать своей каталонской тканью на пользу французскому текстилю. Декрет, принятый 10 октября 1810 г., запрещает продажу нефранцузской одежды в стране. С другой стороны, сырье посылается национальным производителям, например, сырье для изготовления шелка из королевства обрабатывается в Линней.

Для того, чтобы такая односторонняя торговля была полностью выгодной, она должна основываться на несуществующей в то время инфраструктуре: сети дорог, и рек, пригодных для навигации для меж-европейской торговли. Сенатус-консультум 13 декабря 1810 г. планирует связать Балтику с Северным морем, от Любека до Гамбурга, а затем продлить Рейнский канал.

Но все эти грандиозные инженерные проекты завершить невозможно. Основным средством транспорта станут дороги. Во Франции, где в 1791 г. был создан дорожный департамент, будут проводиться интенсивное дорожное строительство, согласно Декрету от 24 февраля 1811 г., "основных коммуникаций Империи". Именно тогда была построена похожая на звезду сеть дорог с центром в Париже.