Коронация Наполеона

Коронация Наполеона
Коронация Наполеона

Кликните по изображению, чтобы просмотреть более крупную версию изображения "Коронация Наполеона".

Название: Коронация Наполеона
Автор: Луи Давид (1748-1825)
Нарисована в 1805-1807 гг.
Масло на холсте - В: 6.21 м; Д: 9.79 м
Париж, Лувр © RMN


За два месяца перед Коронацией, запланированной на 2 декабря 1804 г., Наполеон заказал Давиду картину, увековечивающую это событие. Приказ означает, что «основание Империи должно быть увековечено». Давид, оставленный без модели после смерти Робеспьера, с энтузиазмом берется за работу.

Своей "Коронацией" Давид достигает пика мастерства, которое заключается в обновленном классицизме (в основном, основанном на старинных сюжетах) через реализм. Тщательные мазки, которые делают почти все изображенные фигуры узнаваемыми, позволяют также некоторую резкость и даже непочтительность, и, что самое важное, критические намерения со стороны художника:
- по отношению к папе и религиозной стороне сцены: роскошные драпировки, помпа, предполагаемая композицией, не создают атмосферы благоговения, но являются полной профанацией возвышенности. Это главная непочтительность картины. Давид - революционер: он превращает Нотр-Дам более в театр профанов, нежели дом Бога.
- по отношению к Наполеону, который видит законченную картину, Давид зашел еще дальше: Император заставил художника изменить сцену, в которой папа держит обе руки на коленях, совершенно пассивно относясь к происходящему. Он восклицает: "Я не заставлял его приехать из такой дали, чтобы ничего не делать!"
- по отношению к устанавливающемуся имперскому режиму: реализм Давида иногда близок к карикатуре. Некоторые находят критическое намерение в его изображении церемонии. Такая интерпретация, которая, хоть и противоречит восхищению художника Императором, остается возможной.

Давид несколько искажает реальность, хотя он присутствовал на церемонии и делал многочисленные подготовительные зарисовки. Картина в целом не отражает сцены коронации. Главным образом это касается матери Наполеона, которую можно увидеть величаво усевшейся между двумя центральными колоннами на заднем плане, и которой там на самом деле не было (она в это время находилась в Риме). Кроме того, Давид придает ей лицо со значимым встревоженно-печальным взглядом.

Еще одно легкое искажение реальности: Давид рисует вокруг головы Наполеона связку золотых лавровых листьев, в то время как на момент коронации тот снял ее, чтобы взять корону. Каждый соглашался, что лавровый венок больше идет Наполеону, чем корона. Итак, после длительного колебания, Давид выбирает листья.

Если бы Давид ограничил себя рамками классического изображения коронации, он изобразил бы Наполеона у ног Пия VII и опустил бы Жозефину пониже. Но это было бы неправдой, особенно потому, что отношения Императора и папы были сложными.

Таким образом, художник выбрал коронацию Императрицы Императором. Давид, не показывая, что Наполеон сам короновал себя, остается осторожным. Присутствие четы придает картине дополнительное эмоциональное выражение.

Лишь одна треть изображения занята персонажами. Величие архитектуры (Нотр-Дам в Париже) выражено через многочисленные вертикальные оси: три колонны, плюс высокие свечи на алтаре.

На картине находится от 152 до 200 фигур. Не все их можно узнать, но можно точно идентифицировать следующих:
- вокруг папы: кардинал Феш, кардинал Капрара, греческий патриарх, различные итальянские и французские прелаты.
- группа наполеоновских офицеров (в шляпах с плюмажем): принцы Невшателя и Понте-Корво, французский архиканцлер и архиказначей, вице-король Италии, принц Мюрат, и три маршала: Монси , Серюрье и Бессьер.
- группа Императрицы: братья и сестры Наполеона, фрейлины и камергеры принцесс, и три маршала: Лефевр, Периньон и Келлерман.
- обращены лицом к зрителю: мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Бомон.
- над мадам Мер: видные буржуа, художники и писатели. Некоторые говорят, что в этой группе Давид изобразил также себя (человек, делающий зарисовки?). Ясно, что его мастер, Вьен, здесь.
- позади главного алтаря: иностранные послы.

Давид потребовал ничтожную сумму в 100,000 франков за картину, что стало причиной бесконечных споров с имперской администрацией, которая не желала платить. Картина была закончена в ноябре 1807 г. Все три года, пока она создавалась, Император часто справлялся о ней.

4 января 1808 г. он посещает студию Давида и в течение часа рассматривает картину. Очарованный реализмом сцены, он объявляет: "Что я вижу? Это не картина, можно просто зайти в нее: всюду жизнь". Затем он добавляет, обращаясь к художнику: "Отлично сделано, Давид, вы читаете мои мысли; вы сделали меня французским рыцарем".

Затем Император приказывает, что картину выставили на публике: с февраля 1808 г. толпы восхищаются картиной. Во время Салона этого же года Наполеон награждает Давида крестом Почетного Легиона, добавляя: "Вы - тот, кто вернул во Францию хороший вкус. Продолжайте всегда хорошо служить вашей стране."


Давид
КОРОНАЦИЯ НАПОЛЕОНА
David: Sacre (le)