Масонство

Масонство

У истоков Революции не было масонского заговора, но определенные масонские ценности конкурировали с философией Просвещения, вдохновляющей силой Революции. Наполеон, для которого масонство было ничем более, как разновидностью "интеллектуальной провинции", просто присвоил его влияние.

Автор: Кристоф Пинсмаль

Мнение Наполеона о масонах было едва ли лестным. "Кучка дураков, которые встречаются, чтобы хорошо поесть и заняться некоторыми смехотворными причудами." Император сделал этот комментарий, разговаривая с О'Меарой, своим доктором на о-ве Св. Елены, об ордене, к которому он относился к осторожностью, если не сказать больше. Знаменитый изгнанник однако сгладил свое суждение, признав, что "время от времени он совершают хорошие поступки. Они помогли в Революцию." До какой степени? Это один из основных вопросов, который задают историки, когда пытаются оценить роль масонов во времена личного правления Наполеона Бонапарта.

Современное масонство ведет свое происхождение от гильдий средних веков. Впервые оно появилось в Шотландии в 17-ом столетии. В 1717 г. было создано первое объединение, Великая ложа Лондона.

Масонство, на самом деле, - теоретическое общество, которое содержит элементы религии и философии, обладающее своей метафизикой, моральностью, символами и службой. Сильно напоминая церковь, орден предлагает своим членам некое измерение, которое отделяет их от мира непосвященных. Из христианства оно заимствовало обобщенный "деизм" и основы евангелической морали. Своими идеями свободы, равноправия и человеческого братства оно сходно с философией Просвещения.

Представленное во Франции в конце 1680-ых гг. изгнанными Стюартами при дворе Луи XIV, масонство быстро начало занимать важное место в жизни общества. Его социальное влияние быстро ширилось, оно привлекало аристократию, духовенство и буржуазию. Даже в армии масоны находили себе сподвижников. Однако французские ложи, далекие от объединения, разделялись на две соперничающих фракции: одна шотландского происхождения, другая - связанная с Великой ложей Лондона. В 1773 г. появление Grand-Orient de France (Великой ложи Франции) возвестило наступление эры масонской демократии при лидерстве герцога де Шартре - кузена короля, будущего дюка, который проголосовал за смерть Луи XVI - избранного гранд-мастером.

Орден и его успехи привлекли на его сторону многих. Одним из самых известных его членов был композитор Вольфганг Амадей Моцарт. "Принадлежит каждый", - пишет Мария-Антуанетта своей сестре Марии Кристине, регенту Австрийских Нидерландов. Это правда, что с 629 ложами и 30 000 членов Великая ложа Франции стала первым организованным обществом в королевстве в период правления Луи XVI. Более того, она сформировала глобальную действующую сеть.

В 1789 г. масонские идеалы определенно вдохновили революционные лозунги, но нельзя сказать, что это был масонский заговор, даже если Ложа внесла свой вклад в распространение либеральных идей. За счет внешней пропаганды масонство пропитало духом реформ большой сегмент общественного мнения, но ускорение политических событий и радикализация Революции привели к болезненным сдвигам внутри масонского сообщества.

В феврале 1793 г. Филипп-Эгалите, прежний герцог Орлеанский, уволился с поста гранд-мастера. В развивающейся Республике, сказал он, не может быть тайн или секретных обществ. Террор заставил Ложу замолчать на два года, и вновь она возникла лишь в 1796 г. в период Директории. В 1799 г., устав от почти ста лет внутренних дрязг, Великая восточная (Grand Orient) и Шотландская Общая Великая ложи подписали хрупкое мирное соглашение. В 1804 г. две фракции снова раскололись, предпочитая воз0вратиться к традиционному разрыву.

Однако Наполеон поощрял развитие масонства. В 1802 г. Великая Восточная, вновь появившись на сцене, объявила о 114 ложах; к 1814 г. это количество возросло до 1 219! Хотя он поддерживал процветание ордена, Бонапарт был достаточно осторожен, чтобы набросить на него "хорошую узду". Правительство понимало риск помещения лож под запрет на подозрительные собрания и в дальнейшем предпочитало гарантировать им молчаливую защиту, позволяя высшим сановникам Империи руководить ими; фактически, правительство "инкорпорировало" их, так сказать. Великая Восточная сгруппировала несколько ведущих лиц империи по иерархии: гранд-мастер, Жозеф Бонапарт, старший брат Императора; ассоциированный гранд-мастер, Луи Бонапарт, замещенный в 1805 г. Камбасерес, архиканцлером Империи; гранд-администратор, маршал Массена; первый гранд-контролер, маршал Мюрат; гранд-госпитальер, маршал Ожеро ; и гранд-капеллан, маршал Лефевр.

Гражданские служащие и дворяне заполняли большинство масонских постов. В департаментах обычным делом для префектов было лично председательствовать в ложах. Такая форма административного опекунства привлекала карьеристов и оппортунистов ордена. В августе 1806 г., например, Анри Бейль, известный как Стендаль, был принят в Сен-Каролинскую Шотландскую ложу, когда его назначили заместителем в военном офисе.

Упорно росли полковые ложи. В армии маршалы и высшие офицеры поощряли создание военных мастерских, где мужчины могли развлекать себя, подальше от ежедневных опостылевших бараков или лагерной жизни. Таким образом, масонское братство обеспечивало поддержку братству среди простых солдат. Эти ложи также внесли свой вклад в распространение наполеоновской идеологии.

Так называемые заимствованные женские ложи гордились наличием в своих рядах сестры Императрицы Жозефины. 15 сентября 1805 г. Ее величество приняла приглашение одной из своих фрейлин посетить Loge des Francs-Chevaliers de Paris, поехав по случаю в Страсбург. Участие Жозефины в делах ордена длилось еще со времени начальных лет ее брака с Александром де Богарне. Одно из ее писем, датированное 10 января 1792 г., свидетельствует о ее тесных отношениях с братом Беконом де ла Шевалье, ведущим членом известной Loge parisienne des Neufs Soeurs.

В отличие от Жозефины, Наполеон, кажется, не был посвящен. Однако он не был нечувствителен к универсализму и экуменикализму масонства. Он специально пытался навязать ордену такие моральные пределы, которые опустошили бы его и избавили от первоначальной значимости. Император содержал масонство в роскошном рабстве своего режима. Однажды захваченная имперской спиралью, Великая Восточная принимала участие в празднованиях побед Наполеона и постоянно демонстрировала преданность. 14 ноября 1804 г. циркуляр, разосланный по ложам, превозносил добродетели Императора: "Наполеон! Масонство - это культ признательности тем знаменитым людям, которые основали, расширяли или защищали общества; суди сам, должны ли любить тебя французские масоны, тебя, чей гений обеспечил нашу безопасность."

Раболепие масонов в наполеоновский период не предполагает лояльности во что бы то ни стало. В 1815 г., после Ватерлоо, орден разделял чувство всеобщего облегчения и был даже доволен падением Империи.