Мебель

Мебель

Главным творением той эры был ночной столик (сомно). Излюбленным деревом было красное дерево.

Автор: Ив Карлье

Отменой гильдий Революция уничтожила разницу между мебелью, созданной краснодеревщиками и той, которую изготавливали обычные плотники, а такая разница отчетливо прослеживалась до 1789 г. Это относится к инкрустированным креслам (очень часто эбонитом или сплавом олова со свинцом) или отделанным позолоченной бронзой изысканным моделям краснодеревщиков.

Когда кризис, вызванный Революцией, закончился, мир мебели вернул себе предыдущее значение, но снова пострадал от Континентальной блокады, начиная с 1806 г. С одной стороны, она ограничивала разнообразие древесины, а с другой - лишила мастеров многих рынков сбыта. Правительство отвечало на кризисы 1807 и 1811 гг. либо займами, либо крупными заказами стандартных наборов мебели.

В период Империи, следуя моде, родившейся в конце правления Луи XV, предпочтение отдавалось красному дереву. Эта темная древесина достаточно разнообразна (напр., крапчатая, пестрая, огненного оттенка), а обработка позолоченной бронзой давала возможность создать эффект выделения.

Другая экзотическая древесина применялась редко (эбеновое дерево, мебель в большом кабинете Императора в Тюильри работы Якоба Десмальтера, Версальский музей); после введения блокады Император поощрял использование отечественных образцов, таких как вяз, ясень, платан и тис (люлька короля Рима работы Якоба Десмальтера, музей Фонтенбло). В конце концов искусство маркетри (инкрустации по дереву) вообще исчезло в период Империи и сменилось модой цельного покрытия.

Архивы сохранили имена архитекторов, которые повлияли на подбор обстановки в консульскую и имперскую эры. Свои следы оставили Персье и Фонтен. Во времена Консулата они разработали интерьер для генерала Моро (Музей Фонтенбло) и Мальмезона, а Персье обеспечил дизайн интерьера для Сен-Кло (Мальмезонский музей).

В имперский период последний разработал также интерьер большого кабинета Императора в Тюильри (Музей Версаля и Гранд Трианона) и различные тронные залы (Музей Фонтенбло и Мобильер Националь). Знаменитое Собрание внутренней декорации дает представление об их деятельности и стиле, а также служит источником вдохновения для целого ряда профессионалов, включая краснодеревщиков.

Еще одним примечательным дизайнером был Бертольт, создатель интерьера для мадам Рекамье (Лувр); или Дюжур, который работал для короля Испании. Кроме коллекции Фонтена и Персье издания, редактируемые Ля Месанжером, " Journal des dames et des modes " и " Meubles et objets de goыt ", отражали направления моды на мебель, начиная с периода Консулата.

Появилось несколько новых видов мебели. Сомно (ночной столик) остался основным творением периода, вместе с псише (большим зеркалом на ножках) и афинянкой (умывальником). Краснодеревщики предпочитали выставлять вариации, основанные на традиционных предметах 18-го столетия. Посреди гостиных ставили стол, поддерживаемый колонной или тремя ножками. Вокруг него расставляли стулья и небольшие предметы мебели (напр., письменные столы, рабочие столы). Некая "скошенно-ступенчатая" тумба заменяла комод вдоль стены; очень часто напротив нее ставили консоль. Поставленная под стекло, консоль украшалась, а зеркало, установленное сзади, делало комнату просторнее.

Якобы: Имя Якоб на самом деле относится к нескольким людям, занимавшихся разными делами. Отец, Жорж I Якоб, работал один до 1796 г., когда к нему присоединились два его сына, Жорж II и Франсуа-Оноре-Жорж; они называли себя "Якоб Фререс". Когда в 1803 г. умер Жорж II, его брат начал сотрудничать с отцом под названием "Якоб-Десмальтер и Си". Эта компания закрылась в октябре 1812 г. Второй сын позже начал работать один под именем "Якоб-Десмальтер", но в январе следующего года обанкротился; тем не менее, он продолжил деятельность. Мастерская Якоба была очень большой, в 1808 г. в ней работало 332 человека. Выделяясь на торговых выставках промышленных товаров, Якобы производили различную фурнитуру в диапазоне от консолей или окрашенных кресел (Гранд Трианон) до шкатулки для драгоценностей Императрицы в Тюильри (Лувр). Якобы создали самые известные предметы фурнитуры в периоды Консулата и Империи, от интерьера мадам Рекамье до мебели для апартаментов Императора в Тюильри, а также мебель для генерала Моро. Их работа характеризовалась высоким качеством и желанием не повторяться.

Пьер-Бенуа Марсион (1769-1840): действовал с 1798 по 1817 гг., создал несколько предметов фурнитуры для императорских резиденций уже в 1805 г., в частности, для Фонтенбло, Компьена и Трианонов (все там же). Его работы отличались меньшей оригинальностью, чем у Якобов, на которых он все же повлиял, так как создал афинянки (умывальники), которые повторял "Якоб-Десмальтер".

Пьер-Гастон Брион (1767-после 1841): работал для Имперского хранилища, в основном обеспечивая обстановку для второго салона малых апартаментов Императора в Фонтенбло (там же).