Прюдон

Прюдон

Пьер-Поль Прюдон, французский художник (Prudhon Pierre Paul)

(Клуни, 1758 - Париж, 1823)

Один из любимых художников Жозефины. Писал в романтическом стиле.

Автор: Кристоф Пинсмаль

Сын камнереза из Клуни, Прюдон посещал Дижонскую школу рисования. Он уехал в Париж, а затем в Рим, где пробыл три года (1784-1788 гг.). Там он испытал на себе сильное влияние германских художников, проживающих в то время в Италии, особенно Рафаэля Менгса и Ангелики Кауфман. Он подружился со скульптором Кановой чистый и чувственный стиль которого поддерживал. Прюдон перенял тенебристский метод Караважжио в моделировании форм, заработав таким образом прозвище "Французский Корежжио".

По возвращении во Францию он начал вращаться в якобинских кругах. Падение Робеспьера и термидорианская реакция в июле 1794 г. вынудили его на некоторое время оставить столицу. Он переехал в Грай, в графстве Франш, и рисовал портреты местных знаменитостей (мадам Жорж Антони, Лион).

В 1796 г. Прюдон возвратился в Париж и зарабатывал на жизнь, работая на издателя Дидо. Фрошо, будущий префект округа Сены в период Империи, также родом из Буржони, представил его в высшем обществе Директории. Жозефина Бонапарт попросила его украсить потолок ее городского дома на рю Шантерен. На Салоне 1801 г. он выставил свою картину "Триумф Бонапарта", которая была хорошо принята. Консулярное правительство заказало ему несколько работ.

В 1803 г. Прюдон декорировал потолок зала греческой скульптуры в Лувре, нарисовав "Диану, умоляющую Юпитера". После провозглашения Империи он писал портреты Императора и Императрицы. Прюдон состоял в близких отношениях с Жозефиной. Он умел показать ее моложе и привлекательнее, и это побудило ее признать, что его портреты - "скорее работа друга, нежели художника". Город Париж заказывал ему разработку декораций для крупных празднеств и фейерверков, проводившихся в городе в дни особенно важных событий.

Пик успеха художника пришелся на 1808-1815 гг. - он создал ряд шедевров: " L'Impératrice Joséphine dans le parc de Malmaison " в 1805 г. (Лувр); "Преступление, преследуемое Отмщением и Справедливостью" в 1808 г. (Лувр); "Король Рима" в 1812 г. (Парма) и " Le Jeune Zéphire " в 1814 г. (Лувр). Его работы в декоративном искусстве включают фурнитурные разработки для императорской семьи. Он нарисовал, например, колыбель короля Рима (Вена). Прюдон даже был учителем рисования у Императрицы Марии-Луизы.

В 1814 г., в период Реставрации, Прюдон снова получил несколько официальных заказов для дворца Тюильри. В 1816 г. он был принят в Институт. Конец жизни художника был омрачен самоубийством его компаньона и ученика Констанса Мейера. Он все еще рисовал портреты и писал религиозные работы, но не мог закончить созданные ранее наброски.

" L'Ame brisant les liens qui l'attachent а la terre " говорит о том, что Прюдон устал от жизни. После смерти 16 февраля 1823 г. он оставил по себе типичный образ романтического, отчаявшегося мастера. Оригинальность и двусмысленность работ одного из самых плодовитых художников той эпохи не позволяет с легкостью отнести их к той или иной категории. Вряд ли можно считать его неоклассиком школы Давида, но он также сильно отличается от романтиков, таких, как Жироде или Гро .

К несчастью для Прюдона, он думал, что защищает свои картины, покрывая их лаком собственного изобретения, но на самом деле тем самым он лишь ускорил их старение. Его картины потеряли блеск и опасно потемнели.