Стендаль

Стендаль

Мари Анри Бейль, известный как Стендаль (Marie-Henri Beyle)

(Гренобль, 1783 - Париж, 1842)

Один из самых великих романистов столетия ("Красное и черное", "Пармский пансион"). И самый наполеоновский писатель.

Автор: Даниэль Гаррик

Вся жизнь и труд Стендаля пропитаны Императором и его величием, которое автор часто превозносил с настоящей романтической ностальгией, во всех проявлениях. Ни один другой писатель не был так поглощен своим временем. В романах Стендаля бал правит История. Все его персонажи - настоящие и чувствующие и существуют, как живые. Их судьбы неразрывно связаны с Историей и наоборот.

Без сомнения, это является одной из причин того, что Стендаль - столь современный писатель. Он сам чувствовал это, постоянно говоря, что он пишет для 20-го столетия. Точно так же мы можем добавить - и 21-го.

Юношей, восставая против отеческой "тирании" и традиционной религиозной семейной атмосферы, он был привязан к своему деду, который представил ему философию Просвещения. Он стал чувствителен к атмосфере свободы, вдохновленной Революцией, со всеми ее крайностями и ужасами.

В начале он собирался изучать математику, но когда прибыл в Париж, в мае 1799 г., то решил записаться в Армию Италии в свиту Первого консула вместо поступления в Политехническую школу. Именно в эту пору зародилось его безграничное, непоколебимое восхищение Наполеоном.

Работы Стендаля пропитаны этим восхищением. Он начал "Пармский пансион" хвалой своему идолу: "15 мая 1796 г. генерал Бонапарт вошел в Милан во главе той молодой армии, которая всего лишь незадолго до этого прошла по мосту в Лоди и возвестила миру, что после столь долгих столетий у Цезаря и Александра появился наследник. Чудеса отваги и гений, которому Италия была свидетелем, всего за несколько месяцев пробудили дремлющий народ". В этом же романе описание битвы под Ватерлоо, рассматриваемой практически под микроскопом, представляет собой образец настоящей антологии.

В книге "Красное и черное" Стендаль персонаж Жюльена Сореля представляет собой аллегорию наполеоновской энергии, которую он постоянно противопоставляет мягкости и неэффективности Реставрации. Много своих черт Стендаль перенес на героя, который под одеялом тайно копирует "Мемориал Св. Елены".

Анри Бейль нашел вдохновение в Италии. Когда он в апреле 1802 г. он возвратился в Париж, то имел твердое намерение завоевать себе славу. Он делал двойную карьеру в политике и в литературе. Он пробовал писать пьесы, но без большого успеха. В октябре 1806 г. семья помогла ему устроиться в Военный офис.

Стендаль был послан с миссией в Германию и Австрию по приказу своего кузена, графа Пьера Дарю, который шел по стопам Наполеона. Анри Бейль снова шел в кильватере Императора (Йена, Вена, Саксония). После второй поездки в Италию в 1811 г., во время которой он написал " Histoire de la peinture en Italie ", он отправился в штаб-квартиру Наполеона в Москве. Бейль принимал участие в русском отступлении, но никаких наград не получил, хотя и отличился. Он оставил политическую карьеру и поехал в Милан, где пробыл семь лет, вращаясь в литературных и артистических кругах. Он познакомился с Байроном и начал " Vie de Napoléon ", которую так и не завершил.

В конце 1821 г. он вернулся в Париж, где опубликовал "De l'Amour", памфлет, который был и продолжает быть ведущей работой чувственной психологии. Тем не менее, глубоко задетый смертью своей любовницы Метильды Дембровски, он снова отправился в Италию летом 1827 г. и проживал в Риме, Неаполе и Флоренции.

В Милане полиция преследовала либералов и Анри Бейль был выслан обратно в Францию. Именно тогда он написал свои великие романы "Красное и черное", "Люсьен Ловен", первый французский политический роман, и автобиографические труды (" Vie de Henri Brulard ", "Мемуары эгоцентриста").

Тем временем, финансовые неурядицы вынудили Анри Бейля поступить на должность консула в Триесте, куда он был послан 25 сентября 1830 г.; позже он был назначен в Чивитавеччию (1831 г.). Романист делил свое время между Парижем, где он проводил отпуск, и Италией. В 1838 г. он попытался возобновить работу над " Mémoires sur Napoléon ", но это ему не удалось. Всего два месяца понадобилось ему, чтобы написать свой шедевр - "Пармский пансион".

22 марта 1842 г., в семь часов вечера, у Анри Бейля прямо на улице начался тяжелый сердечный приступ и писатель умер.