Университет

Университет

"Воспоминания о Шарлемане пронизывают разум Наполеона и так был воздвигнут Университет", - сказал Шатобриан. Закон 1802 г. перед лицом конкуренции и процветания частных экклезиастических школ провалился. Семьи избегали лицеев, которые считали излишен военизированными и персонал которых был, предположительно, смесью "сильных умов, бывших монахов, набожных персон, незаинтересованных личностей и искателей удовольствий" (Ж.Ж. Шевалье).

Наполеон не забыл мощную образовательную систему иезуитов. Закон от 10 мая 1806 г. четко утвердил Университет в качестве секулярного корпоративного учреждения, в обязанность которого вменялось общественное образование и преподавание по всей Империи. "Ни одна школа, ни одно образовательное учреждение не могут быть созданы вне Имперского университета."

Термин "университет" на самом деле был выбран неудачно, потому что старый университет был частным, самоуправляемым, корпоративным учреждением, без каких-либо ограничений со стороны государства. В период Империи не было более никакой свободы…лишь строгий надзор.

Университетом, разделенным на академии, состоящие из факультетов, руководил гранд-мастер (Фонтанес ), назначаемый и увольняемый Императором. Свою власть он делил с Университетским советом. Точно так же ректорам, главам академий, помогали советы. Звание бакалавра, введенное в 1809 г., предусматривало изучение общеобразовательных наук и могло быть получено только в авторизованном лицее или школе.

Преподавательский состав государственных учреждений состоял из персонала с факультетов, лицеев или коммунальных колледжей. От начала вступления на должность до увольнения вся карьера была регламентирована. Люди поступали на преподавательскую должность так, как если бы они вступали в религиозный орден.

Все учителя должны были быть членами и выпускниками факультетов (бакалавры, лицензиаты, доктора). Частные учреждения - институты, пансионаты (предоставлявшие менее суровые условия) - и начальные школы находились под жестким государственным контролем. Директора должны были давать университетскую программу и добиваться определенных результатов.

Реформы 1811 г. попытались еще более укрепить университетскую крепость и представляли собой, казалось, ничего более, чем исключительно суровый контроль над сектором частного образования, дабы ограничить конкуренцию с общественным образованием. Какой бы ни была причина, принцип был принят, создав, таким образом, идею политической силы в образовательном учреждении, так сказать, "глыбу из гранита", надолго укоренившуюся в французском постреволюционном менталитете.