Заводы

Заводы

Во времена Империи все виды заводов - фарфора, бумаги, шелка - пережили новый подъем.

Автор: Ив Карлье

Лионские мастерские: Хотя они пострадали от потери покупателей и карательных мер Конвента, Лионские мастерские постепенно возобновили свои деятельность к 1795 г. благодаря заказам испанского двора. После поездки в Лион в 1802 г. Бонапарт решает заказать ткань у лионских производителей шелка, и для того, чтобы поднять национальное производство, и чтобы украсить национальные дворцы модным тогда шелком (что не помешало использовать шелка старого режима в покоях Императрицы в Фонтенбло).

Камилл Пернон, поставщик бывшей монархии, более всех выиграл от первого заказа. Но в 1806 г. Императорский стюард обратился к другим производителям. Эти заказы не смогли сдержать кризис 1810 г., на который правительство ответило новыми заказами.

В дальнейшем Лионские мастерские воспользовались преимуществами технических улучшений (например, предлагаемыми ткацким станком Жакарда) и возможностями, предоставляемыми новыми красителями. Ткань, производившаяся в Линней, различалась по качеству - от наиболее роскошной парчи, а также вельвета, сатина и дамаста, некоторых - украшенных вышивкой, некоторых - разработанных орнаменталистом Дюжурком или архитектором Броньияром.

В стилистическом смысле Лионские мастерские выпускали последние разработки декоративного репертуара, концентрируясь на цветочных мотивах, которые были отложены в сторону ради других технологий до 1810 г.

Кроме продукции Лионских мастерских, существовал еще вельвет "Грегуар", производимый в Париже; такой вельвет использовался для производства малогабаритных плетенных филенок.

Мозаичные мастерские: знаменитые флорентийские и римские каменные заводы пришли в значительный упадок после французской оккупации. Очарование продуктами, создаваемыми в этих мастерских, позволило Франческо Беллони, работавшего ранее с римскими мастерскими, устроиться в Париже во времена Директории и открыть Школу мозаики в 1801 г. (уставные нормы были окончательно определены в 1809 г.). Мастерские Беллони поставляли камины с мозаикой и тротуарные плиты для Тюильри и Сен-Кло, а также посылали в Имперское хранилище верхушки для столов и консоли.

Работы из мастерских Беллони в основном использовали технологию "piccole tessere": портрет Наполеона (завершенный во времена Июльской монархии, Мальмезонский музей), крупное орнаментальное покрытие, посвященное победам Наполеона (Лувр) и верхушки столов, посланные Жозефине (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Этот завод хотел, чтобы народ помнил, что римские мастерские возобновили свою деятельность в период Директории (часы, подаренные Бонапарту, Санкт-Петербург, Эрмитаж; другая версия в Лос-Анджелесе, Кантри-музей) и что флорентийские студии процветают, финансируемые Элизой, великой герцогиней Тоскани (шахматный набор, Музей Фонтенбло; консоль, Мальмезонский музей).

Парижские заводы глазури на металле: среди заводов глазури на металле, действовавших в Париже во времена Консулата и Империи, особенно выделяется мастерская, основанная в 1791-1792 гг. Блезом-Луи Дуармом из-за того, что в ней были созданы крупногабаритные композиции, приобретенные Имперским хранилищем: чайный стол (Музей Фонтенбло) и две монументальных вазы (Лувр); эти предметы получили золотую медаль на Промышленной выставке 1798 г. Другими предметами, также созданными в этих мастерских, были туалетные принадлежности (ванные, тазы и т.п.), посуда (чайные и стеклянные наборы) и другие различные вещи (канцелярские столы, кровати, лампы). Примеры производства можно увидеть в Париже в Музее декоративных искусств и в Музее Карнавале.

Сарржеменские мастерские: основанная в 1778 г., Сарржеменская мастерская отличалась за счет производства роскошных предметов из исключительно жесткого песка, имитирующего такие камни, как базальт, порфир и яшма. Эта компания, которая привлекала внимание Броньяра и Виван-Денона, получила золотую медаль на Промышленной выставке 1809 г. и выполняла заказы Имперского хранилища на вазы и канделябры в 1810 г. Некоторые из этих предметов, произведенные в бронзе, выставлены в Музее Мармоттан или Музее Фонтенбло.

Обойные заводы: рассматриваемые как определенно подчиненные тканям и простые имитации драпировок, фризов и украшений, обои, тем не менее, пережили бум в 18-ом столетии. Отпечатанные с помощью пластины, более дешевые по стоимости, обои предлагали те же мотивы, что и ткани, хотя и не могли обеспечить надлежащий вид и поверхность, как, например, вельветная бумага (хлопчатобумажная ткань).

Основным нововведением было создание панорамных обоев, которые вначале печатались в гризайли; первыми известными обоями такого рода были Багательные сады, без сомнения, разработанные до 1800 г.

Французские заводы производили все больше и больше панорам, сначала в Маконе, позже - в Париже в 1808 г. Большинство обоев повторяло композиции старого стиля ("Реньо мме" или " Trophée de musique " Доптена в Париж) и имитации ткани.

Частные ковровые заводы: пользуясь модой на ковры, во второй половине 18-го столетия открылось несколько таких заводов, но ни один из них не достиг качества (и цены) шедевров Савоннери. Эти заводы выпускали ковры различного качества: плоские ковры-покрытия (напоминающие гобелены), вельветовые ковры (узелковая технология, как ковры Савоннери) и ковры с геометрическими мотивами. Турнейским заводом руководил Пиат Лефевр (в 1801 г. сменили трое его сыновей), который получил бронзовую медаль на Промышленной выставке Года X и золотую медаль на выставке 1806 г. Он также снабжал Имперское хранилище.

Обуссонские мастерские были основным поставщиком ковриков и ковров в имперские дворцы, такие, как те что выставлены в Мальмезоне и Фонтенбло.

Парижские заводы фарфора: падение монархии в 1792 г. и кризис, который пережил завод Севре, способствовал развитию множества заводов во Франции и Париже, в частности. Период Империи можно даже считать пиком развития парижских заводов, некоторые из которых были основаны до 1789 г., благодаря покровительству придворных или королевской семьи.

Существовали также заводы, которые разрабатывали новые дизайны для фарфора. Использовавшийся фарфор изготавливался из жесткой пасты (как у Севре) и парижские производители фарфора внесли свою долю в технические нововведения, например, украшения при помощи обрезного колеса. Производство в основном занималось обычной или церемониальной посудой; некоторые наборы были даже специально разработаны для членов императорской семьи (наборы для Жозефины и Эжена, Мальмезонский музей и Санкт-Петербург, Эрмитаж). Кроме этих столовых наборов, производители фарфора выпускали вазы, статуэтки, бюсты, раскрашенные пластины и другие декоративные предметы. Источники их дизайна и формы идентичны тем, которые использовались у Севре.