Жерар

Жерар

Франсуа Жерар, барон (François Pascal Simon, Baron Gérard)

(Рим, 1770 - Париж, 1837)

Один из самых великих официальных художников от Директории до Луи-Филиппа. Ученик Давида, кавалер ордена Почетного Легиона (Бонапарт), барон (Луи XVIII), первый художник Жозефины, затем короля.

Автор: Кристоф Пинсмаль

Сын интенданта кардинала де Берни, французского посла к Священному Синоду, Франсуа Жерар первые годы жизни проводит в Риме. Семья возвращается в Францию в 1780 г. Благодаря протекции монсиньора де Бретойля, министра королевской обслуги, который нанимает его отца, Франсуа Жерар вступает в пансион дю Рой, небольшую школу для двенадцати студентов, основанную монсиньором де Мариньи.

Позже он работает в студиях скульптора Пажу и художника Брене, перед тем как попасть к Давиду в 1786 г. В 1789 г. он награжден вторым Prix de Rome вместе с Жозефом и его братьями (Анжеры), а Жироде был награжден первым призом. В апреле1791 г. он снова едет в Италию вместе с матерью и братьями и остается там до 1793 г.

Вернувшись в Париж, он получает апартаменты и студию в Лувре. Благодаря помощи Давида, он избегает призыва. Жерар отличился на Салоне 1795 г. своим "Белизариусом", нарисованным за каких-то восемнадцать дней. Но денег у него нет и выживает он лишь благодаря заказам на рисунки, которые Давид взял для него у братьев Дидо для издания их книги "Расин и Вирджил".

В 1796 г. Жерар становится известным как портретист, нарисовав портрет художника Изабея (Лувр) и графини Реньо де Сен-Жан д'Анжели, высоко оцененный на Салоне 1799 г (Лувр).

Потрясающий успех его "Психеи и Амура" упрочняет его славу и уже в 1800 г. Бонапарт заказывает ему официальные портреты и оссианские сцены для шато де Мальмезон. Так как все свое время Жерар уделяет портретам императорской семьи и высоких сановников Империи, у него не остается времени на другие стили. Оригинальная версия "Наполеона I в коронационной мантии" была заказана в 1805 г. для здания министерства иностранных дел. Художнику удалось передать величие и достоинство его императорского величества, и его попросили нарисовать ряд репликаций для украшения приемных дипломатических и консульских резиденций за рубежом. В 1809 г. несколько из них было подарено принцам и высоким сановникам Империи.

В 1810 г., однако, он выставляет "Битву под Аустерлицем" (Версаль). В 1814 г. он выступает на стороне Бурбонов и, благодаря протекции Талейрана, поступает на службу Луи XVIII. Он выставляет портрет Луи XVIII в полный рост (Версаль) в Салоне и получает заказ на картину "Генрих IV въезжает в Париж" (Версаль), монументальное творение, которое было выставлено в Салоне 1817 г. Для Августуса Прусского он рисует "Коринн в Кап Мизен" в 1819 г. (Лион) и делает с нее копию для мадам дю Кайла, фаворитки Луи XVIII (Салон 1822 г.). В 1824 г. он выставляет "Дафнис и Хлоя" (Лувр), а в 1827 г. начинает работу над "Коронацией Карла X", громадной композицией, которую завершает в 1829 г. (Версаль).

Усыпанный почестями, член большинства европейских академий, в это время Жерар - в расцвете своей славы. Кавалер ордена Почетного Легиона в 1802 г., художник Императрицы Жозефины в 1806 г., профессор в l'Ecole de Beaux-Arts в 1811 г., член Института на следующий год, он назначен первым художником короля в 1817 г., а в 1819 г. получает титул барона.

Барон Жерар продолжает свою деятельность в период Июльской монархии. В 1831 г. он рисует портрет Луи-Филиппа. В 1832 г. он завершает колоссальные аллегории для исторической галереи Версаля: "Le Courage Guerrier", " La Clémence " и "La Constance". В 1836 г. он окончательно заканчивает декорации четырех пендантов купола Пантеона, заказанные в 1820 г.

Пользуясь в своей работе помощью многих ассистентов, Жерар написал большое количество картин - примерно тридцать исторических, бесчисленное множество портретов по пояс и бюст и восемьдесят семь портретов в полный рост. Влияние Давида очевидно в исторических картинах Жерара, но в портретах оно несколько смягчено неким чувственным томлением, отличительной чертой портретиста, который был одним из самых блестящих мастеров своего поколения.