Жерико

Жерико

Теодор Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault)

(Руан, 1791 - Париж, 1824)

Классик и романтик, реалист и поэт: автор "Плота с "Медузы"", неклассифицированный гений, один из самых замечательных художников своего времени.

Жерико родился в Руане в семье зажиточных буржуа. Его отец нашел работу в Париже, сын же посещает заурядные занятия в имперском лицее, более интересуясь лошадьми, нежели школой.

Он заканчивает лицей в 1808 г. и использует наследство, оставленное матерью, чтобы изучать рисование. Жерико работает в студии Карла Верне, очень модной в то время, специализируясь на рисовании лошадей, а позже - у Гуэрена, который обучит целое поколение художников-романтиков (Делакруа).

В Музее Наполеона, сегодня Лувр, он копирует лучшие картины предыдущих веков. Он очарован полнотой барокко Рубенса и его друзья-художники насмехаются над ним, дав прозвище "повар Рубенса".

На салоне 1812 г. Жерико выставляется в первый раз. Критики весьма благосклонно отнеслись к его " Портрету офицера легкой пехоты на лошади "(Лувр), который завоевал золотую медаль. Четкое движение, сильная композиция и световые эффекты отлично выражают через портрет одного из солдат Императора всю славу самых блестящих лет Наполеона. Но дни Империи сочтены и к 1813 г., вместе с началом конца, Жерико предпочитает выражать чувства поражения и запустения, как, например, в " Раненый кирасир покидает позиции " (Лувр).

В 1814 г., в первую Реставрацию, несмотря на свою симпатию к Наполеону, Жерико присоединяется к роялистам и записывается в ряды красных королевских мушкетеров, которые сопровождают Луи XVIII в ссылку в Гент в период Ста дней (1815 г.). В 1816 г., избегая позора за любовный роман с замужней женщиной, он бежит в Италию. Жерико посещает Флоренцию и Рим, перерисовывает старых мастеров - Рафаэля и особенно Микеланджело, которых боготворит. В Риме он сближается с Делакруа и Энгр ом.

В 1817 г., возвратившись в Париж, он поселяется на рю дес Мартирс, в районе " Nouvelle Athиnes ", в студии по соседству со своим другом Горацием Верне (сын Карла). Он посвящает себя литографии, новому способу выражения, который только начинает входить в моду. Но между весной 1818 г. и августом 1819 г. почти всю свою энергию он вкладывает в " Плот с "Медузы" ". Выставленная на Салоне 1819 г., эта монументальная работа площадью в 35 кв. м. становится причиной скандала. Истощенный работой и подавленный неудачей, Жерико уезжает из Парижа в Лондон весной 1820 г.

Там он знакомится с Лоуренсом и восхищается Констаблем. Его пребывание на другой стороне Ла-Манша - успех. Своими " Гонками в Эпсоме " (Лувр) он пытается передать впечатление, оставляемое одним мгновением. На пути обратно во Францию он проезжает через Брюссель, чтобы отдать дань уважения великому Давиду. Обездвиженный падением с лошади, от чего он никогда не оправится, Жерико рисует свои последние картины, описывающие сумасшествие, такие, как "Безумный убийца" (Гент), и планирует два гигантских полотна, " Работорговля " и " Открытые двери инквизиции ". Однако смерть 26 января 1814 г. не дает ему закончить эти проекты и он оставляет по себе невероятную, но, к несчастью, незаконченную, работу.

Гений Жерико невозможно классифицировать точно; он одновременно классик и романтик, реалист и поэт. Он принадлежит к тому "пылкому и возбужденному поколению", как описал его Мюссе, которое оставило неизгладимый след в наполеоновской эпохе.