Жироде

Жироде

Анн-Луи Жироде де-Триозон (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson)

(Монтаржис, 1767 - Париж, 1824)

Ученик Давида. Один из отличных художников наполеоновской эры. Одновременно классик и романтик.

Автор: Кристоф Пинсмаль

После смерти отца в 1784 г. молодой Жироде е поступает в студию Давида. В 1787 г. он проваливается на вступительных экзаменах на соискание Prix de Rome со своей работой "Nabuchodonosor fait tuer les enfants de Sédecias " (Ле Манс), но получает второй приз на следующий год за "La Mort de Titus" (Анжер). Первый гран-при он завоевывает картиной "Братья признают Иосифа" (Париж, Ecole des Beaux-Arts).

В том же году он рисует изумительную "Déposition de Croix" (Eglise de Montesquieu Volvestre, Хот-Гаронн), несущую на себе отпечаток некоторого религиозного романтизма. С 1790 по 1795 гг. Жироде е жил в Риме, где нарисовал "Сон Эндимиона" (Лувр), который был высоко оценен на Салоне 1793 г. Странная смесь классики и романтизма, одна из отличительных особенностей стиля художника, уже в полной мере проявилась в этой картине.

Политические события вынудили его покинуть Рим и уехать в Неаполь, а затем в Венецию. Он возвратился в Париж без гроша в кармане и зарабатывал на жизнь, делая иллюстрации для издательского дома Фререс Дидо, который нанимал также Жерара и Прюдон а.

В конце концов в 1800 г. Жироде е получает признание, когда Бонапарт заказывает "Ossian" для шато де Мальмезон. На этом полотне художник представил "Апофеоз французских героев, которые погибли за свою страну в период войны за свободу". Эта работа и "Deluge scene", нарисованная в 1806 г. (Лувр) выдвинули Жироде еа "в ряд мастеров новой школы", в соответствии с высказываниями его современников. Без сомнения, извиняясь за жесткую критику "Ossian", Давид скажет, что вторая картина сочетает в себе гордость Микеланджело и грацию Рафаэля.

Этот талантливый, но не очень плодовитый художник позже начал рисовать на разнообразные темы. "Погребение Аттилы" в 1808 г. (Лувр), созданная непосредственно под влиянием Шатобриана, была в сущности романтической работой. "Наполеон принимает ключи от Вены" (Версаль) и "La Révolte du Caire" в 1810 г. были заказаны. В 1809 г. он начинает декорировать апартаменты Императора и Императрицы в Компьенском дворце. В 1815 г. его приняли в Académie des Beaux-Arts, а его последние работы были неровного качества.

Его "Pygmalion et Galatée" (шато де Дампьер), несмотря на живописную деликатность, не была принята публикой на Салоне 1819 г. Его портрет вандейского генерала "Кателино" (Шоле), выставленный в Салоне 1824 г., весьма примечателен. Жироде е умер в Париже 8 декабря 1824 г.