Dos de Mayo (2 мая)

Dos de Mayo (2 мая)
Dos de Mayo (2 мая)

Кликните по изображению, чтобы просмотреть более крупную версию изображения "Dos de Mayo (2 мая)".

Название: Dos de Mayo (2 мая)
Автор: Франциско Гойя де Люсиентес (1746-1828)
Нарисована в 1814 г.
Масло на холсте - В: 2.66; Д: 3.45
Музей Прадо в Мадриде, Испания. © Артефот


Картина начата в феврале 1814 г. Жозеф Бонапарт оставил трон после поражения под Витторией и Регентский совет ждет прибытия Фердинанда VII, сына Карла IV. Гойя, оставшийся официальным художником правительства, несмотря на все перевороты, получает заказ на две картины ("Dos" и "Tres de Mayo") по очереди, дабы "проиллюстрировать наиболее замечательные и героические сцены нашего славного восстания против европейского тирана".

Это - историческая картина. 2 и 3 мая 1808 г. французские войска под командованием Мюрата топят в крови испанское восстание. На этой картине Гойя изображает нападение мятежников на мамелюков французского маршала. Возможно, но маловероятно, что он лично был свидетелем подобных сцен.

Эта картина была создана в то время, когда Гойя менял оттенки своей палитры. Он использует все больше и больше коричневого и охры, темные цвета. Момент восстания на улицах Мадрида он увековечивает как фотографией. Испанцы сражаются как загнанные животные против закаленных солдат. На переднем плане можно увидеть одного из них, яростно нападающего на мамелюка, которого он сбрасывает с лошади. Еще один направляет пику в лошадиный круп. Гойя показывает жестокость и дикость сражения.

Художник, в сердце испанский патриот, передает национальную вражду. То. что рисуется из жизни - превыше всякого варварства. Высокий мамелюк с глазами навыкате пытается избежать смерти, достав кинжал. На заляпанном кровью тротуаре, смешавшись, валяются трупы врагов. Безымянная толпа вносит дополнительное давление. Лошади охвачены паникой. Цвета отражают хаос; свет и тьма сталкиваются друг с другом и меняют цвета объектов.

Вместе со своим продолжением, "Tres de Mayo", эта картина опрокидывает жесткие правила классической композиции, и своим сюжетом, болезненно реальном, и своей мощной динамикой.

"Dos de Mayo" и "Tres de Mayo" должны были быть вмонтированы в триумфальные арки в честь возвращения короля Фердинанда VII. Но мы не знаем, был ли проект вообще завершен. Гойя, рисовавший аллегорию для Жозефа Бонапарта, находился в деликатном положении. Первый письменный комментарий к его картинам - описание, сделанное Теофилом Готье в 1839 г., когда он увидел их в Музее Прадо в Мадриде. Но, очевидно, холсты находились в запасниках, так как до 1872 г. они не появлялись в каталогах музея. В то же время Гойю лишь начинали признавать одним из ведущих художников наполеоновской эпохи; главным образом, так считали импрессионисты. Картина Мане "Казнь императора Максимилиана" сильно напоминает "Tres de Mayo", которую Мане предположительно видел в Мадриде в 1865 г.


Жерико
DOS DE MAYO