Гро

Гро

Антуан-Жан, барон Гро (Baron Antoine-Jean Gros)

(Париж, 1771 - Модон, 1835)

Один из художников, которые более всего повлияли на мастеров 19-го столетия. Гро специализировался на больших эпических сценах, посвященных Наполеону.

Автор: Кристоф Пинсмаль

Сын художника-миниатюриста, молодой Антуан-Жан Гро очень рано начал вращаться в художественных кругах и свободно развивал свой скороспелый талант. В 1785 г. он поступил в студию Давида, а в 1787 г. был допущен в Академию рисования. В 1792 г. он не смог выиграть Prix de Rome со своей картиной " Antiochus voulant contraindre Eléazar а manger d'un mets impur " (Сен-Ло).

На следующий год, благодаря Давиду, он получает паспорт в Италию, посещает юг Франции, Флоренцию и останавливается в Генуе. Здесь Гро знакомится с Жозефиной, которая приехала к Бонапарту, главнокомандующему Итальянской армией. Будущая Императрица представила его Наполеону, который назначил Гроа ответственным за поиск произведений искусства, которые захваченные итальянские государства задолжали Франции в качестве контрибуции.

Художник объездил всю Италию в поисках работ для коллекции Лувра. Он делал наброски в античном стиле, копировал античных мастеров и изучал Рубенса. Он уже начал колебаться между доктриной Давида и предромантическим динамичным стилем, и этот дуализм прослеживается и в дальнейшем. Он рисует портреты, в частности " Бонапарт на мосту в Арколе " (Версаль), в Неаполе; пробует руку на античных или романтических темах, иллюстрируя работы Юнга и Оссеана, создает "Sapho а Leucate" (Салон 1801 г., Байо).

Из-за своей должности Гро был знаком с военной жизнью и это сделало его прекрасным толкователем выдающихся подвигов Консулата и Империи. По возвращении Гроа в Париж в октябре 1800 г. Бонапарт заказывает ему картину "Наполеон посещает чумной барак в Джаффе " (Лувр), громадную работу, которая горячо была встречена на Салоне 1804 г.

В следующие несколько лет он посвящал себя большим композициям, о которых мечтал Наполеон, "почетным темам о национальном характере". " Битва при Абукере ", выставлена на Салоне 1806 г. (Версаль); " Битва под Эйлау ", на Салоне 1808 г. (Лувр); " Штурм Мадрида " и " Битва у Пирамид ", на Салоне 1810 г. (Версаль). В 1811 г. он получил заказ на декорирование купола пантеона; Гро завершил работу лишь в 1824 г., после модификации проекта согласно желаниям Луи XVIII.

После 1814 г., вместе с возвращением Бурбонов, Гро становится официальным портретистом короля и его принимают в Académie des Beaux-Arts . Он вступает в конфликт с Энгр ом. Реставрация обозначила пик его карьеры, а также некоторое ослабление его исторического вдохновения. Карл X присвоил ему титул барона, но отказ художника был неизбежен. На Салоне 1822 г. пресса безжалостно критиковала его аллегоричность и работы, вдохновленные античностью. Гро вскоре был осужден и романтиками, и классиками. Неудача его " Hercule et Diomиde " в 1835 г. (Тулуза), возможно, подтолкнула его к самоубийству. 26 июля 1835 г. он утопился в Сене в Бас-Модоне.

Делакруа, один из его студентов, заметил в 1848 г. в статье для " Revue des deux Monde ", что он обязан мастеру, которым восхищался, именно тем, что тот помог ему ввести цвета и движение в изображения: "Гро поднял современные темы до идеала; он знал, как рисовать костюмы, традиции, страсти своего времени, без впадения в раздражительность или тривиальность, обычные ловушки для таких тем." Без сомнения, Гро - художник, который вместе с Давидом в основном повлиял на доктрины и практику художников 19-го столетия.