Бетховен

Бетховен Людвиг ван Бетховен

(Бонн, 1770 - Вена, 1827)

Один из самых известных германских композиторов.

Автор: Жан-Мишель Улльон

У Людвига ван Бетховена, родившегося в семье музыкантов, была тяжелая юность: отец - алкоголик, у матери слабое здоровье. Уже в пять лет он продемонстрировал музыкальный талант. В двенадцать он стал клавикордистом в придворном оркестре. Он создал несколько произведений для фортепьяно, которые прекрасно были приняты в частных кружках, где он исполнял их. В 1787 г., после смерти отца, он уехал из Бонна в Вену, где учился у Гайдна. Бетховен был рад попасть под патронаж принца Лихновски, который предоставил ему жилье в своем городском доме и платил ему пенсион.

Молодой композитор горячо поддерживал идеалы Французской Революции. Революционный дух стал одним из основных источников его вдохновения. В Вене он начал носить одежду французского стиля, мода на которую захлестнула город. Его чувства к Франции начали меняться в 1793 г. В 1796 г., во время битвы под Арколой, когда Бонапарт праздновал триумфальную победу над австрийскими армиями, Бетховен сочинил страстную "Песню прощания" для граждан Вены. На следующий год, когда французский генерал вошел в Австрию, он написал настоящее воззвание к национальным чувствам - "Мы - великий германский народ". В 1798 г. Бетховен, тем не менее, сдружился с Бернадот ом, который провел два месяца в Вене в качестве посла.

Австрийская аристократия заказывала композитору новые работы. Часто наследуя Гайдна, которым он восхищался, Бетховен написал десятки произведений для фортепьяно. В 1801 г. он опубликовал свою Первую симфонию, экспрессия которой изумила слушателей.

В 1802 г. он начал сочинять новую симфонию, прославляющую Революцию. Посвящена она была Бонапарту, герою-триумфатору. Бетховен закончил Третью симфонию (названную "героической симфонией" или Eroica) в 1804 г. и узнал, что Первый консул короновал себя императорским титулом. Бетховен впал в легендарную ярость, оторвал титульный лист от партитуры и переписал название. Произведение не посвящалось более "в честь великого человека", но стало просто "Eroica". Он заменил героическое отделение, планировавшееся во втором пассаже, на похоронный марш, предположительно объявив: "Итак, он ничего более, чем обычный человек!"

В 1802 г. композитор написал Хофмайстеру, который просил его сочинить революционную сонату, следующее: "В период революционной лихорадки, да, именно в то время, это могло быть сделано, но сейчас, когда каждый пытается вернуться в старую колею, сейчас, когда Бонапарт подписал с папой Конкордат - зачем писать такую сонату?"

Вдобавок к такому горькому обману начались проблемы со здоровьем - композитор понял, что теряет слух. Он погрузился в одинокое творчество. В 1805 г. Бетховен написал оперу "Леонора", которая прошла при почти пустом зале. В Вену только что вошел Наполеон и аристократия сбежала. Бетховен сверху донизу переработал оперу и перекрестил "Леонору" в "Фиделио".

В мае 1809 г. Наполеон снова занял Вену. Музыкант сочинял Сонату E для фортепьяно, Соч. 8, под пушечную канонаду. Все свое искусство он положил на алтарь германского национализма. Пятая симфония пронизана восхвалением войны. В то же время он пытается достичь некоторого умиротворения в Шестой симфонии, известной как "Пасторальная симфония", в которой возвращается к теме романтической любви к природе.

Кульминацией самого романтического периода в творчестве Бетховена стала Девятая симфония. В 1813 - 1824 гг. (когда впервые была исполнена Девятая), Бетховен находился в зените славы. Он рискнул написать финальную мстительную работу, направленную против Наполеона: "Его боевая симфония или Победа Веллингтона", Соч. 81, описывающую победу в Витории. Работа стала громадным триумфом. Бетховен сам дирижировал. Одна перепевка французской песни старого режима - Мальборо s'en va-t-en guerre - в одном из отделений несет в себе сообщение от композитора к тому, для кого Империя - не больше, чем монархия.

Бетховен бурно приветствовал Венский конгресс 1814 г. Он вспомнил триумф освобождения десятью годами позже, смешав его с революционным энтузиазмом "Гимна радости" на текст Шиллера 1792 г. и вставив в Девятую симфонию.

В 1824 г. его здоровье начало ухудшаться. Заболев в 1826 г. водянкой, на следующий год он умер. Германия устроила пышные похороны. Не менее десяти тысяч человек шло за гробом музыканта, который стал национальным героем.