Гойя

Гойя

Лусьентес Франческо де Гойя

(Фуэнтедетодос, Арагон, 1746 - Бордо, 1828)

Величайший испанский художник той эпохи. Он изображает восстание в Мадриде и репрессии 1808 г. в двух знаменитых работах: "Dos de Mayo" и "Tres de Mayo".

У Гойи, сына мастера-позолотчика, была очень беспокойная юность, заполненная ссорами. Ученик художника стиля барокко, он дважды проваливается на экзаменах в Королевскую Академию Сан-Фердино. В Риме он изучает классическое искусство и сближается с Давидом. Любовный роман вынуждает его срочно выехать в Мадрид в 1771 г. Там он рисует религиозные фрески в церквях.

В 1773 г. он женится на Жозефе Байо, сестре известного художника. Гойя получает пост рисовальщика в королевской мастерской, изготавливающей гобелены. Религиозные полотна и популярные фрески, которые он завершает в это время, не проходят незамеченными. В 1780 г. он становится членом Испанской художественной академии. Один из любимых придворных художников, он рисует портреты многочисленных принцев. Когда Карл IV сменяет своего отца, Гойя становится официальным художником Королевской палаты (1788 г.), но все еще вращается в народных и тореадорских кругах.

Около 1792 г. болезнь делает его глухим. Творчество Гойи становится более угрюмым. В 1796 г. он рисует портрет герцогини Альбы, с которой проводит целый год в Андалузии после смерти ее мужа. Он также украшает часовню Сан-Антонио де ла Флорида, фресками, изображающими воскрешение мертвых Святым Антонием. В 1797 г. он завершает серию офортов "Los Caprichos", которую можно рассматривать, как социальную критику. В следующие годы он рисует знаменитые "Maja desnuda" и "Maja vestida", а также портрет Годоя, "Принц мира" (1801 г.) и портрет Карла IV с семьей (1801 г.).

В 1808 г. Гойя, хотя ему и нравятся некоторые из французских реформ, выступает на стороне испанских патриотов, борющихся против французской оккупации. Так как он живет возле Плаза Майор, он становится свидетелем ужасных сцен репрессий, разыгравшихся 2 и 3 мая 1808 г., когда Мюрат подавлял испанское восстание. Эти события дадут пищу для знаменитых "Dos de Mayo" и "Tres de Mayo", законченных позже, в 1814 г. Гойя предлагает их Регентскому совету, незадолго до возвращения короля Фердинанда.

Гойя оставался официальным художником, даже во время короткого правления Жозефа Бонапарта. Последний сделал его рыцарем Королевского испанского ордена в марте 1811 г. Гойя тогда работал над серией из 83 офортов, которые завершил в 1823 г., "Los Desastres de la Guerra". Он грубо изображает человеческую жестокость, зверства франко-испанского конфликта и страдания людей. Эти пластины напечатают лишь в 1853 г., через двадцать пять лет после его смерти.

Автопортрет 1816-1817 гг. изображает разочарованного, лишенного иллюзий человека. Его искусство становится все более мрачным. В 1819 г. он уезжает в дом недалеко от Мадрида, который называет "Quinta del Sordo" (дом глухого) и покрывает его стены черными цветами. "Disparates" (или "Олицетворения"), серия из 22 офортов, который Гойя завершает между 1813 и 1822 гг., осуждая человеческие суеверия и страдания, тяготеет к пессимистической сатире.

В 1824 г., после французской экспедиции в Испанию, он удаляется в Бордо. "Молочница из Бордо", которую он завершает за год до смерти, - одна из работ, написанных в то время.