Изабе
Жан-Батист Изабе (Jean-Baptiste Isabey)
(Нанси, 1767 - Париж,1855)
Великий миниатюрист Империи и последующих лет. Автор "Таблицы маршалов" и пятиконечной звезды Почетного Легиона.
Автор: Кристоф Пинсмаль
Жан-Батист Изабе, один из самых плодовитых художников-миниатюристов и рисовальщиков того времени, родился в Нанси 11 апреля 1767 г. в семье зажиточных лавочников. В 1785 г. он переехал в Париж и зарабатывал на жизнь, обрисовывая крышечки табакерок или создавая орнаменты на пуговицах. Представленный другом в Версале наставнику "Детей Франции", он получил заказы на портреты племянников Луи XVI, герцога д'Анжолена и герцога де Берри.
Его талант привлек внимание королевы Марии-Антуанетты и Изабе был приглашен на придворные празднества. Он сблизился с художником Хьюбером Робертом и устроился в ателье Давида в 1788 г.
В 1789 г. он не принимал участия в Революции и поддерживал свою семью - он женился в 1791 г. - рисуя портреты. На Салоне 1794 г. он выставил два рисунка, "Отъезд" и "Возвращение", которые представили его публике.
Изабе стал знаменитым за одну ночь, послав на Салон 1797 г. большой рисунок своей семьи в лодке. Он был назначен мастером рисования в пансионе мадам Кампан в Сен-Жермен-ен-Лей и преподавал королеве Гортензии де Богарне. Через будущую королеву Голландии он познакомился с Жозефиной Бонапарт, которая ввела его в Мальмезонское общество.
На Салоне 1802 г. Изабе выставил самые захватывающие портреты Бонапарта, изображающие Первого консула стоящим у шато в униформе полковника легкой инфантерии (Мальмезон). Художник был занят при подготовке празднеств по случаю провозглашения Империи в 1804 г. Он разработал модели протокольного платья для властей, приглашенных участвовать в Коронации. Также его созданием была вышивка на придворных нарядах.
Изабе нарисовал пятиконечную звезду Почетного Легиона. Он работал вместе с Персье и Фонтеном над монументальной Коронационной книгой (Мальмезон).
Назначенный первым художником палат Императрицы в 1805 г., в 1810 г. он стал декоратором придворного театра. Официальные обязанности вынуждали его очень много писать. Он работал для фарфоровой фабрики Севреса. В 1808 г. Изабе получил заказ обрисовать фарфоровый пьедестальный стол, увековечив Императора и его главных лейтенантов, названный "Маршальским столом" (деталь ) (Мальмезон). В тоже время он не пренебрегал заказами от частных клиентов. Женщины высшего общества едва не дрались между собой, чтобы дать ему заказ на миниатюру, так как он умел делать лица моложе и более привлекательными.
В 1814 г., год падения Империи, Изабе обратился за местом у Луи XVIII, хотя никогда не отказывался от лояльности к Наполеону. Проигнорированный двором, он выставил большое полотно, изображающее пленарное заседание Венского конгресса на Салоне 1817 г.
В 1820 г. он организовал выставку своих работ в Лондоне, но потерпел неудачу. Попав в милость к королю в 1823 г., он вернул себе должность дизайнера придворных празднеств и развлечений. Таким образом он занимался подготовкой к коронации Карла X в Реймсе в 1825 г.
Удалившись от дел в период Июльской монархии (1830-1848 гг.), Изабе прожил достаточно долго, чтобы увидеть восстановление имперской монархии. В 1852 г. он возвратился к придворным празднествам вместе с приходом Второй империи. Художник умер в Париже, усыпанный почестями Наполеона III, 18 апреля 1855 г.