Кошмар

Кошмар
Кошмар

Кликните по изображению, чтобы просмотреть более крупную версию изображения "Кошмар".

Название: Кошмар
Автор: Генри Фюссли (или Фюзели) (1741-1825)
Масло на холсте - В: 0.76 м; Д: 0.63 м - версия 1791 г. (В: 1.016 м; Д: 1.27 м - версия 1781 г.)
Музей Гете, Франкфурт, Германия © Артефот


Эта картина - фактически, ответ на картину 1781 г. Первая была нарисована, когда художник приехал в Лондон. Фюссли только что провел некоторое время в Цюрихе вместе со своим другом Лаватером, после пребывания в Италии. Он влюбляется в племянницу своего друга, Анну Ландольт. Его чувства остаются неразделенными. По приезду в Лондон Фюссли узнает, что девушка вышла замуж за торговца. Он пишет Лаватеру, что мечтал о ней: "Прошлой ночью она была в моей постели; я отбросил покрывала, ласкал ее теплыми руками; ее тело и душа слились с моими, я излил в нее мой дух, мое дыхание, мою силу. Кто бы ни притрагивался к ней сейчас, тот занимается инцестом и развратом! Она - моя, а я - ее. И я буду владеть ею, все мои усилия будут потрачены на нее, я останусь один до тех пор, пока не завоюю ее."

На обратной стороне первой версии был найден портрет девушки. Возможно, это Анна Ландольт. Позже художник сделал другие версии для граверов, особенно отличившаяся - версия 1791 г., сегодня выставленная в Музее Гете во Франкфурте.

Картина представляет собой аллегорию кошмара, который проявляется здесь как появление Кобольда, воображаемого чудовища. Спящая молодая женщина беспомощно лежит подле него, когда на сцену из-за занавески врывается конь с пламенным взором. Этот воображаемый кошмар фактически соответствует английской народной традиции (night-mare, ночной кошмар).

Фюзели довольно небрежен, что касается палитры. Он часто использует порошковые цвета, которые смешивает с маслом или скипидаром. Основной тон - темный, чтобы подчеркнуть ночное настроение.

Хотя атмосфера фантасмагорична, чем то напоминающая атмосферу "готических" романов, здесь определенно можно видеть некоторые неоклассические детали - форма руки молодой женщины, или бюст, несколько свисающий с кушетки.

Первая версия приносит в 1782 г. художнику известность. Картина, выставленная в Лондонской Королевской академии, получила теплый прием и у публики, и у критиков. Настолько теплый, что в прессе даже будет напечатана ее рисованная версия.

Позже эта картина послужила причиной появления ряда новых направлений. Вместе с Фрейдом и его попыткой объяснить бессознательное и сны, Фюзели рассматривается как художник подсознательного. Судорожная поза молодой женщины также повлияла на экспрессионистов. И в конце концов, эта картина иногда считается предвестником сюрреализма.


Фюссли: Кошмар
Fьssli: Cauchemarr