Наполеон и театр

Наполеон и театр

Наполеон Бонапарт любил театр, если тот воспевал его величие. Он не стерпел бы никаких аллюзий, которые можно было бы принять за критику. Таким образом, не удивительно, что в 1800 - 1815 гг. великих драматургических достижений не было.

Автор: Жослин Максен

Театр был одной из страстей Наполеона. В период Консулата и Империи он тщательно отслеживал новые сочинения, программы и репертуар основных парижских залов. Он интересовался всем, что так или иначе было связано со сценой. Более того, то, как он представлял себе власть, было просто громадной драматизацией силы. Не была ли коронация ничем иным, как хорошо срежиссированной пьесой, которая позволила Императору представить себя в роскошном виде?

Император требовал, чтобы театр его дней был зеркалом лести, тем самым уничижая драматургию с 1800 по 1814 г. Работы, написанные в этот период, часто представляли собой длительные лебезящие сцены, представленные перед согласной аудиторией, загипнотизированной человеком, которому воздавалась неограниченная хвала. Наполеон хотел организовать театр таким же образом, как он организовал страну. Актеры и драматурги пытались дать суверену именно тот отполированный образ, которого он ждал, чтобы никак не задеть его. К несчастью, у Наполеона была тенденция рассматривать невинные аллюзии как прямую атаку на его власть. Благодаря значительным пенсиям и хвалебным отчетам в прессе он смог завести свой двор артистов.

Тем не менее, в этот период было очень мало авторов. В смысле лирики Наполеон любил работы Паизиелло (который сочинил музыку для коронации) и Гретри . Что касается театра, то здесь он был менее удачлив, так как все настоящие таланты были его оппонентами. Только Лемерсье, республиканец с самого начала, никогда не подводил его, умудряясь все время ставить свои работы благодаря уважению Наполеона, несмотря ни на что. Дюшес, другой великий талант того времени, был настолько несговорчив, что Император так и не смог добиться от него постоянной службы. Наполеоновский театр состоял из пьес, "сделанных по поводу" и прославляющих суверена. Наиболее популярными драматургами были Карион-Низа, Барре, Раде, Десфонтанес, Пикар, Эсменар, Ружемон - чтобы назвать несколько имен, позабытых сегодня.

Существует прямая параллель между пассивностью театра и романтической литературы во Франции в наполеоновскую эру. Бомарше за пять лет до Революции проложил дорогу ренессансу в драматических искусствах своей "Женитьбой Фигаро", точно так же Руссо повлиял на романтицизм. Театру лишь предстояло дождаться таких авторов, как Виктор Гюго и его "Гернани и Кромвеля", чтобы увидеть новое направление. В этот период вся Европа переживала революцию на сцене: в Англии - с Ричардсоном ("Памела"); в Германии - с Лессингом ("Минна фон Барнельм"); а в Италии - с появлением наследников Голдони.

Наполеон, тем не менее, ценил театр, был знаком со стилями постановок и даже построил театр в Тюильри для собственных нужд. Он так сильно любил театр, что говорят, имел нескольких любовниц-актрис. Среди них были мадемуазель Марс (создавшая образ Даны Сол в "Гернани" много лет спустя) и мадемуазель Жорж, обе из которых объявили о своей преданности Императору в период Реставрации. В смысле репертуара Наполеон предпочитал трагедии, в основном творчества Корнеля. Великодушные герои, такие, как Огюст и Тражан, лишь стили его эго. До 1810 г. ставилось много работ Корнеля.

Когда Бонапарт пришел к власти, на театральной сцене царила суматоха. Репертуар был исключительно политическим, время от времени заставляя драться между собой театралов. В Париже в общем было 17 театров, каждый - со своим собственным специфическим репертуаром.

Coup d'état 18 брюмера положил всему этому конец. Через три дня в Салле Фавар была поставлена "Les Mariniers", сочиненная Сен-Клодом де Севреном, первая пьеса в долгой серии работ в честь Бонапарта. Все парижские залы последовали примеру, создавая поспешно написанные пьесы, чтобы ублажить режим. Одна из строк в "Les Mariniers" гласит: " Un fait bien sыr en ce jour/ Du vieux Miracle quoi qu'on pense/ C'est que de l'Egypte un retour/ Ramиne un Sauveur а la France " (Сегодня ясно одно/ Чудо, что бы там кто ни думал/ Из Египта возвратившееся/ принесло спасение Франции).

Так что теперь Бонапарт стал Христом… и драматургия потеряла всякое доверие. Лесть стала правилом из-за страха перед закрытием театра, арестом или ссылкой драматурга. Дюпати был первым, кто уплатил эту цену в 1802 г., когда он представил "L'Antichambre", пьесу, в которой два мошенника скапеновского типа мягко ворчат на нуворишей и многочисленных выскочек. Первый консул воспринял критику персонально. "L'Antichambre" больше никогда не ставилась, а Дюпати был арестован и сослан вначале в Брест, а затем - на Сан-Доминго.

В то время как Лемерсье дописывал последние строчки своей трагедии "Шарлеман", Бонапарт вмешался и потребовал, чтобы драматург окончил пьесу коронацией монарха как императора; другими словами, потребовал, чтобы театр породил Наполеона. Лемерсье отказался и с тех пор большинство его пьес подвергались сильной критике.

После провозглашения Империи Théâtre-Français поспешил поставить "Петра Великого", пятиактную трагедию Кариона-Низа, бывшего школьного приятеля Наполеона в Бриенне. Пьеса, описывающая победу императора над восставшими подданными, была признана правительством прекрасной. В знак протеста против нового режима группа молодых либералов умудрилась оккупировать театральный оркестр. Тальма играл роль Петра, но не смог доиграть до конца. Легенда говорит о том, что он подошел к оркестровой яме и спросил у оркестра "Должен ли я продолжать?" и аудитория прокричала в ответ "Нет!". Чувствуя себя оскорбленным, Наполеон приказал армии арестовать множество людей. Поставленная на следующий день, пьеса была принята точно так же. На некоторое время она была снята с репертуара.

Театр не представлял собой ничего более, чем классические темы, в основном на римские мотивы, переработанные с про-наполеоновским уклоном. В период Империи театральная сцена была даже более скучной, чем при Консулате. Казалось, Наполеон ждал, пока не появится новый Корнель, который прославит его режим. В 1806 г. он заявил: "Для Парижа будет достаточно дюжины театров". Фактически, на следующий год вышел указ, уменьшающий их количество до восьми. Théâtre Moliиre, Théâtre de la Cité и Théâtre du Marais были среди тех пятнадцати учреждений, которые закрыли свои двери. Театрам, которые пощадили, был назначен специфический репертуар, которому они должны были следовать под угрозой закрытия.

С этой поры сцена была монополизирована водевилями, которые создавали Барре, Раде и Десфонтанес, которых власти просто просили рифмовать "Gloire" (слава) с "Victoire" (победа), и "laurier" (лавровый) - с "querrier" (воин). Большинство из них вынуждено было петь "Героя-завоевателя" во всех тональностях и надлежащим выражением.

Климакс наступил в 1808 г. вместе с созданием "Le Triomphe de Trajan" Эсменара (который будет назначен комиссаром цензуры!). в "Le Mariage de Charlemagne" Ружемон возвратился к древним временам, чтобы отметить брак между Императором и Марией-Луизой. В 1811 г. Дюпати использовал рождение короля Рима как повод снова войти в милость к Императору. Он быстро сочинил "Le Triomphe du Mois de Mars", для которой Кройцер создал "musiquette".

Комедий в период Империи не было. Как можно смеяться, когда правит цензура? В конце концов, со всеми своими крайностями, цензура начала забавлять. В 1813 г. на сцене ставилось водевильное шоу. Среди списка персонажей было имя: "Дюбуа, слуга, мошенник и плут". Цензор написал на полях страницы: "Заменить имя Дюбуа из уважения к префекту полиции".

Наполеон, вероятно, верил, что поэтам должно быть положено жалованье и что их следует держать "запертыми в клетках", но именно такое отношение вызвало театральный и литературный декаданс в наполеоновскую эру. Тем не менее, каждое утро Император спрашивал месье де Фонтане, гранд-мастера университета: "Ну что, сир, у вас есть поэт для меня?" И каждое утро он мог созерцать литературное запустение, созданное им самим.