Скульптура

Скульптура

Восхищение старинной скульптурой и подражание ей были правилом, когда началась Революция. События, последовавшие за 1789 г., дали следующий результат: Королевская академия рисования и скульптуры а также гильдии художников и скульпторов были упразднены (первая была возрождена в виде отделения изобразительных искусств Института), а дехристианизация привела к исчезновению почти двадцатипятилетней традиции заказов на религиозные скульптуры.

Автор: Ив Карлье

В период от Директории до Империи скульпторы черпали свое вдохновение в работах древних мастеров. Каждый по-разному подражал избранной модели. Канова воссоздавал идеалы древней красоты (Полина Боргезе в качестве Венеры, Рим, Галерея Боргезе), а Давид Анжерский воссоздавал само искусство древних (Смерть Эпаминондаса, Анжер, Музей изящных искусств).

Скульптура была также средством пропаганды. Хотя различные монументальные проекты, разрабатывавшиеся во славу Революции (Руссо, например) так никогда и не увидели дневного света, Наполеон заказывал все больше и больше скульптурных работ, предназначенных для возвеличивания Империи. Всюду можно было увидеть образ суверена, благодаря бюстам и статуям, украшающим общественные здания, или бисквитным (неглазурированным) бюстам Севреса. Из множества бюстов, изображающих его, Наполеон выбрал один - работы Шоде (1805 г.) - в качестве официального, так как он одновременно напоминал Императора и сохранял античный аспект. Изготовлены были также статуи в полный рост либо для того, чтобы увенчать монумент (верх колонны Grande Armée, Шоде (разрушена), Триумфальную арку Карруссели (Лемо, Музей Фонтенбло)), либо для украшения общественных зданий (Сенат, Рамей; Институт, Ролан; Юридическая школа, Картелье).

Заказы, относящиеся к величию Империи, также включали монументы, такие, как барельеф Триумфальной арки Каррусели, изображающий германскую кампанию, или колонна, возведенная во славу Grande Armée (Вандомская колонна), с гигантским фризом по композиции Бержере, или ряд из 24 фонтанов в Париже. В этот период стремительно развивалось портретное искусство и барельефы на исторические темы вернули себе былую славу (Кур Каре, Лувр, и западный вход с внутреннего двора).

Жозеф Шинар (1756 - 1813 гг.)

Скульптор из Лиона, Шинар начал свою карьеру в своем родном городе перед тем, как отправиться в Рим. Слишком уж усердствующий в революционном запале, во время своей второй поездки в Рим он был арестован. Возвратившись в Лион, он стал официальным городским скульптором (и находился под подозрением за свой слабый патриотизм!). Его репутация в основном основывалась на его таланте портретиста: мадам Рекамье (Лион, Музей изящных искусств), мадам де Верниньяк (Лувр) или Императрица Жозефина (Мальмезонский музей).

Денис Антуан Шоде (1763 - 1810)

Его можно считать ведущим неоклассическим скульптором, который не слишком полагался на античные модели. Хотя его бюст Наполеона был выбран в качестве официального, он снискал себе славу созданием групп в элегических тонах, которые предваряли собой романтическое движение: "Кипарис горюет о фавне, которого он по ошибке убил" (Лувр), "Пастух Форбас оживляет юного Эдипа" (Лувр) или "Любовь дарит розу бабочке" (Лувр).